proБалет№1 - Почему жены изменяют?, или "Тысяча и одна ночь")
Аудио-подкаст версия для прослушивания с Youtube
Текстовая версия:
proБалет
подкасты от Джокера
Выпуск первый (пилотный)
Первый звонок прозвенел, а значит – пора начинать!
Чтобы говорить о балете, надобно, чтобы этот самый балет имел место быть. И не то, чтобы раньше у нас его не было от слова «совсем», только вот был он эдаким «заповедником последних интеллигентов», явлением, «широко известным в узких кругах», причем узких настолько, что многие жители нашей распрекрасной столицы на полном серьезе удивлялись, когда я их спрашивал, видели ли они тот или иной балетный спектакль: «А у нас есть балет?!». Есть, граждане-господа и гражданки-сударыни, потому что теперь вы на него ходите. Последние два сезона я внимательно наблюдал, ждал, не показалось ли, не ошибся ли, ан нет – и в самом деле ходите, смотрите, билеты покупаете, и своей посещаемостью нашего театра Оперы и Балета даже аншлаги являете взору человечьему, что не может не радовать.
А раз есть чему радоваться, то значит есть и о чем говорить. Что обсуждать, а ежели понадобиться (а надобно оно завсегда, хоть народ наш этого и на дух не выносит) – критиковать, потому как нет без критики никакого развития, а есть только застой и полная безысходность, приводящая к томлению души и потенциальному расстройству нервной системы, чего мы допустить никак не можем.
Конфуций говорил, что не ругают только мертвых. Балет же наш нынче, слава Богу, совсем не мертв, а очень даже жив, и поэтому о балете теперь мы с вами будем говорить регулярно. Но о чем именно можно говорить в искусстве, где все полагается говорить не словами, а ногами и прочими частями тела? Ну, в первую очередь, о том, почему на тот или иной спектакль нужно идти. Это в наших выпусках будет, так сказать, идти первой рубрикой. Во-вторых, будем помнить, что любое театральное действо – оно живое, это вам не кино с его застывшим, пусть и прекрасным мгновением, здесь каждый раз все и всегда – по-новому, и каждый спектакль можно сыграть и станцевать тысячу раз, и одна и та же история по результату будет рассказана в тысячах версий, порой очень отличающихся друг от друга. А значит, нам каждый раз будет о чем сказать, что отметить, и будет нам с вами от этого жизнь только интереснее, ярче, а чего еще надобно культурному человеку, как не новых красок в этой нашей жизни? Вот балет нам с вами эти новые краски и обеспечит.
И потому, представляю вам первый, так сказать, пилотный выпуск моего нового авторского медиа-проекта, который я решил так и назвать: proБалет. Наслаждаемся вместе!
В первом нашем выпуске расскажу я вам о спектакле, который посмотрел в начале этого месяца: «Тысячу и одну ночь. И не бойтесь, что будет скучно, ничего такого, что вы и без меня могли бы найти в википедии, я тут говорить не стану, гугл вам в помощь, ежели нужна какая-то базовая информация. Буду говорить лишь о том, что вы могли бы услышать исключительно от меня.
Итак, балет «Тысяча и одна ночь», поставленный на музыку великого нашего Фикрета Амирова, чей столетний юбилей в той или иной степени успешно отмечает вся наша культурная общественность, современному человеку посмотреть надобно непременно. Спросите – почему? А вы знаете, какой у нас, азербайджанских человеков, самый большой запрос в поисковике в интернете? Нет, не курс маната к доллару, а как ни странно, «причины измен». Почему мужья изменяют женам, почему жены изменяют мужьям… Ну, с мужьями там все ясно, все женщины знают ответ («Все мужики ко…!», и так далее по контексту). Женщины в этой истине давно не сомневаются, но все равно как-то научились с нами жить. А вот почему изменяют жены? С женами ситуация всегда непонятная. Вот вроде бы замужем ты за человеком с достатком, он шах, ты его царица, чего тебе надобно? Вот чего Нурида взяла, да и изменила шаху Шахрияру с каким-то там рабом? Он же молодой, красивый, всем жену обеспечил, а все равно рожки вышли-выступили, и мешают теперича корону нормально носить! Нехорошо поступила Нурида, такого парня обидела, а он после этого за ее косяки на всех прочих женщинах отрываться стал, устроив самый настоящий сексистский террор, пока его Шахерезада на много сезонные сериалы не подсадила, успокоив через это дело расшатанную нервную систему и восстановив эректильную дисфункцию.
Вот именно в балете на музыку великого нашего Фикрета Амирова на этот вопрос есть разные варианты ответов. Как-то совместно с хореографом и по совместительству народной артисткой Азербайджана Камиллой Гусейновой, ездили в Турцию ставить балетный спектакль «Насими» на музыку Амирова, и видели версию, которую для турецкого театра поставил некий грузинский хореограф. Так вот согласно его трактовке, Нурида – женщина страстная, женщина молодая, из тех, кто долго без физической близости оставаться не может, энергия распирает из всех возможных чакр, а потому как ушел муж из дома по дела своим мужским, так подавай ей рабов симпатичных, оргии и прочее буйное веселье. Короче, в их версии Нурида получается эдакая дама с низкой социальной ответственностью, похотливая, так сказать, раба своих плотских желаний. Соответственно все это выражено в хореографии – партия Нуриды, мягко выражаясь, весьма однозначна и не оставляет места сомнениям, почему она именно так и поступила. Потому что хотела, вот как! А когда женщина хочет, то там, как известно, хоть снегопад, хоть трава не расти, а желаемое вынь до положь!
Но погодите, мы-то выросли на совсем другой истории! Великий Амиров написал этот балет для конкретного хореографа которая рассказала нам о другой Нуриде. Там женщина мужа своего любила, и страстно хотела быть с ним, а он… охота ему на охоту, понимаешь ли! Не, ну все нормально – охота-рыбалка, пиво-водка с мужиками, банька-сауна, с женой не сходишь, традиции не велят, все это чисто мужские забавы, а молодая жена, значит, что? Томиться в одиночестве. Ну, не повезло, не начитана она как Шахерезада, сочинительского таланту не имеет, детективных или эротических там историй, чтобы самой себе скрасить одиночество, придумывать не могёт, к тому же молода и темпераментна! В танце, который был поставлен в оригинальной «Тысяче», это все есть – и е сомнения, и терзания, и грусть, которую здоровый молодой организм пытается спасти от депрессии, предлагая пошалить… И то, что шалость эта из «танцевальной вечеринки» перерастает в оргию – не в последнюю очередь вина того самого раба, ага, ну, который типа фаворит! Он там, между прочим, Нуриду СОБЛАЗНЯЕТ! Не она его – он ее! За что потом и получит перо в ребро от ревнивого мужа, а заодно и Нуриду в могилу сведет, но опять же все произошедшее – не одной Нуриды вина! То бишь Нурида здесь персонаж не однозначный, она живой человек, а не воплощение грехопадения Евы и любимый персонаж бабушек у подъезда, записывающих в проститутки каждую, кто кажется им красивее их самих в молодости. В танце нашей, азербайджанской, то есть оригинальной Нуриды, все это есть должно быть.
И технически оно было – партию Нуриды исполняла Лиана Прага, очень молодая и невероятно талантливая балерина, в звездном будущем которой я вообще ни на минуту не сомневаюсь. Но! Было оно в ее танце исключительно технически. Образ… упс! Не было образа. Наверное потому, что слишком юна? Что-ж, говорят, молодость – это тот самый недостаток, который точно пройдет со временем, поэтому я на Лиану за Нуриду, скажем так, не в обиде, к тому же был там такой нюансик… Я бы даже сказал – НЮАНСИЩЕ! Речь пойдет о музыке, а вернее – о дирижерской трактовке.
Орхан Гашимов – очень талантливый, невероятно интеллигентный, культурный юноша с прекрасным бэкграундом и…. очень русской музыкальной душой, по всей видимости. Вот сколько ни слышал его исполнение – музыку русских композиторов играет всегда отменно, но с восточной музыкальной палитрой у него явное и перманентное недопонимание! Он умудряется смазать все те сложные узоры, которые композитор заложил в музыке этого балета. Причем ведь не первый раз дирижирует этим балетом, и почти всегда – одна и та же история, восточная музыка с ее маленькими штришками, узорным кружевом нюансов вдруг превращается в эдакую северную драму, ровную, как заснеженные поля Руси… Но темпераментные Нуриды не водятся в заснеженных полях, простите, они – продукт знойного солнца и кулинарии, в которой щепотка шафрана может поменять звучание всего блюда. И поэтому даже попытки Праги показать «капризы Нуриды» в ее знаменитом монологе не могли увенчаться успехом, потому что «капризы» эти музыкально смазались и пропали. Впрочем, должен сказать и другое – с дирижерами в нашей стране сейчас не то, чтобы прямо изобилие. Орхан Гашимов же дирижер очень перспективный, и все недостатки я бы списал не только и не столько на его молодость (относительно прочих наших мастодонтов, в том числе тех, что держатся за дирижерский пульт подобно тому, как иной чиновник держится за свое кресло), сколько на отсутствие школы преемственности. Видимо, так и не сформировалась у нас школа ПЕРЕДАЧИ опыта, и придется молодому поколению в лице Орхана и иже с ним самостоятельно учиться, причем учиться… у той же русской школы, потому как нашей все еще нет. Видимо, нет учителей!
В балете картина несколько иная – там-то у нас учителя, слава Богу есть. Но не всему можно научить. Например, нельзя научить такой необходимой на сцене вещи, как мужская харизма. Оно, видимо, приходит только с опытом. Вот, к примеру, раб, которого исполнял еще один юный артист балета… Так и хотелось сказать: «Вы, маньяк, какой-то не сексуальный!». Не соблазнял он Нуриду, а как будто отрабатывал повинность крепостную перед молодой барыней. Так что, когда пришел Шахрияр и пустил их обоих в расход, никого из них жалко не было. А вот драма обманутого мужа – это да, тут исполнитель партии Шахрияра Сеймур Гадиев был на высоте! Вот он, муж, который выросшие у него рога обратил в оружие и порвал ими на клочки жену-изменщицу и раба-нечестивого! Что технически, что актерски Сеймур Гадиев был на высоте – а ведь тоже молод, и не сказать, что прям сильно опытен! Тьфу-тьфу, не перехвалить бы, не сглазить, а то было у нас уже такое в анамнезе, когда молодые да талантливые ярко блистали, быстро взлетали, да так же быстро и скатывались. Надеюсь, не про Сеймура это будет сказано однажды.
Теперь – о Шахерезаде в исполнении Нигяр Ибрагимовой. Нежная, воздушная, драматичная, всегда в образе, эта опытная прима нашей балетной сцены сама по себе завсегда и почти во всех партиях хороша (я ее только в «Танго любви» не воспринимаю, потому как совсем не ее амплуа), но вот рядом с Шахрияром в исполнении Сеймура смотрелась… эмм… ну, не то, что любимая женщина, от которой сносит крышу, а скорее… вот, есть хорошее такое, солидное слово в русском языке – супруга! Женщина, с которой не страшно даже… взять ипотеку, вот какая надежная и правильная женщина! Как правило, такие женщины несколько старше своих мужей, хотя бы мозгами (Шахрияр по либретто вообще тот еще инфантил с набором застарелых детских комплексов… как и большинство мужчин с неконтролируемой агрессией, кстати!). И все же сценическое соответствие между этими двумя персонажами было весьма двусмысленным… Вот помню ту же Нигяр в этой же партии с Шахрияром, которого танцевал Анар Микаилов! Вот там все было правильно, посконно и патриархальненько, а тут…. Как только Нигяр-Шахерезада появилась на сцене, сразу стало понятно, что вот эта женщина дуркующего царя-то к ногтю прижмет, дурь из него выбьет и на охоту, ежели понадобиться, сама отправит, причем непременно в ею же связанных носках, чтобы не дай бог ноженьки муженек не промочил. Впрочем, все вышесказанное – даже не претензия, поскольку эдакая феминистическая трактовочка тоже вполне имеет право на существование, опять же, актуально, и можно даже на НЕТФЛИКС предложить!
Еще из хорошего – сказки во втором акте! Здесь практически нечего критиковать, все в рамках канона, и технически, и артистически… Но лично я получил самое большое удовольствие от «Али Бабы и сорока разбойников». Тут было прекрасно все – от кордебалета самих разбойников и до дуэта Марджаны с атаманом.
Так что на балет «Тысяча и одна ночь» на музыку Фикрета Амирова надо сходить непременно! Что называется – must see!
Итак, резюмируем – на балетный спектакль «Тысяча и одна ночь» стоит пойти, если вы на нем еще не были, и тем более стоит сходить, если вы его видели, чтобы еще раз увидеть эти сказки, рассказанные новыми артистами - по-новому. Потому что у каждого артиста в каждой сказке – своя правда.
А я прощаюсь с Вами, дорогие слушатели-читатели, и до встречи в следующем выпуске – proБалет!
#probalet , #балет в Азербайджане , #Театр Оперы и Балета