proБалет№2 - "Жизель" или не соблазняйте, парни, слабых женщин!

Звонок прозвенел, начинаем! Приветствую всех любителей одного из самых прекрасных из всех видов академического искусства на в котором выпуске моего авторского аудио-подкаста «proBalet». Уже по музыке, которая звучит, понятно, о каком балете сегодня пойдет речь. Конечно же, такая близкая нам история Жизель, девушки, соблазненной сволочью графом, но даже после смерти своей продолжающей защищать его. Балет известный нашему зрителю, балет популярный, и казалось бы, о чем тут говорить – каноничен донельзя, и ничего нового там уже не скажешь. А вот и нет, уважаемые любители балета, наша балетная труппа своим декабрьским спектаклем таки умудрилась это сделать, и сделать очень даже интересно!
Итак, начнем с того, почему на «Жизель» надобно ходить, особенно нашему, азербайджанскому человеку. Потому что так уж исторически сложилось, что у нас быть мачо-мэном это социально одобряемо, очень, значит, типа по-мужски, а женщина, понимаешь, находится в состоянии перманентного парадокса: поддалася на соблазн, значит дура и распущенная в нравах, не поддалася – значит не любит по-настоящему, а мужчина – он выходит что завсегда прав! И вот так целый народ живет в состоянии некоей сексуальной шизофрении, а балет наш как раз о том, к чему такая шиза может по результату привести. Как мы понимаем – ни к чему хорошему.
В классической «Жизели» история такая – граф Альберт, подлец конечно, но влюбился в селянку Жизель, всячески ее в своих чувствах уверял, и даже, гад такой, в ромашке лишний лепесточек выдернул, чтобы при гадании «любит-не любит» нужный ему результат получить и девицу соблазнить. Лесник Ганс тоже подлец – ничуть не задумавшись о душевном спокойствии Жизель, эгоистично раскрывает правду, что граф женат, ну, а Жизель, не смирившись с реальностью, сходит с ума, и умирает. Это у нас акт первый такой. О нем пока и поговорим.
В декабрьской «Жизели» на сцене нашего Театра Оперы и Балета история заиграла новыми красками. Во-первых, благодаря солистке – Аян Эйвазовой. Кстати будет сказать, что партию Жизель она танцевала впервые. До этого же с полным успехом включила в свой репертуар практически все классические сольники: от Китри «Дон Кихота» и до Одетты-Одилии в «Лебедином». Во всех партиях – она смотрится блестяще, физически самая сильная балерина нашей труппы, способная выполнять практически любую техническую задачу. Но вот Жизель – тут ведь нужно непременно сыграть еще и драму, здесь без артистизма никак. Получилось ли у Аян? Честно говоря, поначалу мне казалось сомнительным, ведь Жизель каноническая – она девочка хрупкая, нежная, когда смотришь, уже жалеешь, как же этакую деточку можно обидеть, и потому ненавидишь и графа, и Ганса-лесника с одинаковой здоровой ненавистью праведника, который сам бы ни в жизни так не поступил. Аян же – балерина не мелкая ни разу, именно поэтому в других сольных партиях смотрится отменно, ярко, а вот Жизель у нее жалости может и не вызвать – нет той хрупкости, понимаешь…
Тут Аян показала, что для нее пределов практически нет – технически партию исполняла с такой легкостью, так воздушно, что несмотря на высокий рост и крепкую кость эффекта тяжести не возникало ни разу. Но вот с мимикой… Говорят, не было бы счастья, но несчастье помогло. Возможно, именно неправильный грим и стал заслугой появления (хоть и невольного) той новой трактовки, что в некоторой степени сделала этот спектакль по-особенному интересным. Итак, из-за грима и некоторой, мягко выражаясь, странности в мимике возникало такое впечатление, что Жизель у нас…. Ну, как бы это сформулировать помягче… деревенская юродивая? Это вдруг и сразу оправдало какое-то болезненно-трепетное отношение к ней и матери, и подруг, и самого Ганса – Жизель нездорова, ее наивность, так резко контрастирующая с игривостью других деревенских девушек, результат некоей ущербности… И именно эту девочку пытается соблазнить граф Альберт в исполнении великолепного Анара Микаилова! Анар очень правильно решил, что станцевать партию Альберта один-в-один с каноном бессмысленно – он по габаритам рядом с Аян смотрелся бы не очень оправданно, попытайся сделать это. Вообще, надо заметить, что с партнерами у Аян на нашей сцене вообще проблема – крупных мальчиков мало, если не сказать – вообще нет, я имею ввиду именно таких, кто в поддержках как минимум рядом с ней смотрелись бы прилично! И вот тут Анар Микаилов сделал самое правильное, вложив весь акцент в драматическую составляющую. Он не столько станцевал, сколько СЫГРАЛ Альберта, и было это хорошо и вполне оправдано. Альберт стал еще подлее в своем желании соблазнить ущербную девочку, готовую поверить в любую сказку, зато Ганс в исполнении Макара Ферштандта теперь был абсолютно оправдан! Макар не просто блестящий танцор, он так же хороший актер, и в его игре забота о Жизель стала не столько результатом ревности к конкуренту, сколько стремлением простого, хорошего парня защитить односельчанку. Здесь он относится к ней будто с братской любовью и заботой, И поэтому «палит» графа, провоцируя его встречу с супругой, со своим охотничьим кортежем случайно остановившуюся в этой же деревне.
Да, по результату несколько смазался катарсис первого акта – это знаменитая сцена, когда Жизель сходит с ума, узнав правду, что ее любимый таки женат, но тут уже ничего не поделаешь – безумие Жизель в исполнении Аян было как бы размазано по всему первому акту, а не выплеснулось концентратом в этой сцене, но зато в результате такой вот модификации стал особенно интересным второй акт!
Вообще второй акт этого балета, в отличие от первого, как правило любят только профессионалы да очень уж влюбленные в балет люди – он весь из себя трагичный по смыслу, и наполнен танцами с большим количеством профессиональных технических нюансов. Но из-за новых смыслов, появившихся в акте первом, акт второй заиграл новыми красками!
Во-первых, Альберт теперь появился у могилы Жизель с явным чувством вины – Анар это чувство сыграл так хорошо, что прямо по-Станиславскому, верю, и все тебе! То же самое – Ганс в исполнении Макара – в этом спектакле не ревнивец, терзающийся виной, а словно старший брат, сломленный утратой младшей сестры, и даже смерть от вилисс – мстительных кладбищенских духов принял словно с неким смирением, как заслуженное наказание. Тут кстати будет сказать о Самире Мамедовой, исполнявшей партию главной вилиссы, так сказать, судьи, которая осудила обоих мужчин на смерть за их эгоизм. При всех ее несомненных достоинствах в этом спектакле была чуток тяжеловата, хотя я тут могу быть необъективен в силу своего неравнодушия к прежней исполнительнице этой же парти, великолепной Эльмире Сулеймановой. У Эльмиры – безупречная техника и холодность, вот прямо веришь, что это действительно дух, сама мертва, и всех умертвит. Однако к чести Самиры следует сказать, что ее вилисса была, скажем так, неравнодушна к происходящему – Самира сыграла и гнев, и властность, она действительно управляла своей «командой духов-мсителей за всех обиженных женщин», так что верю, что с некоторым опытом Самира эту партию еще сделает так, что мои восторги перевесят мой же неистребимый критицизм.
Собственно, благодаря всему, что я сказал выше, а именно – безумию Жизель как ее постоянному состоянию, а не результату соблазнения, совершенно по-новому, очень оправдано смотрелся финал спектакля. Потому что раньше ведь как было, все время оставался осадочек от того, что вот Ганса Жизель не спасла от смерти, а вот за подлеца графа заступилась, хотя это именно он главный падлюка и обманщик тут. Но теперь, когда Жизель в исполнении Аян вышла заступаться за Альберта, сразу читалось – она ребенок, наивный, добрый ребенок в теле повзрослевшей девушки, которая не понимает сути и концепции греха, для нее Альберт – покаявшийся, и все еще любимый человек, к тому же женат на такой хорошей женщине, она же Жизель бусы подарила, ну как такую можно вдовой оставить? А вот что Ганса не спасла – так потому что нет никого более обиженного, чем ребенок, у которого отняли сказку!
Прежде чем завершить, позвольте сказать еще пару слов о музыке. Оркестром дирижировал приглашенный из Москвы, дирижер Московского Академического Театра имени Немировича-Данченко, наш соотечественник Ариф Дадашев. И делал это отменно, так, как и надо дирижировать балетным спектаклем – он ВИДЕЛ сцену, работал не только с оркестром, но и с артистами, так, что они могли наилучшим образом исполнить свои партии. Что в очередной раз напоминает нам – таки есть у кого учиться, и политика приглашения дирижеров очень, очень правильная, и такое нужно только приветствовать!
Итак, на балет «Жизель» непременно надо ходить каждому культурному человеку, вне зависимости от того, хрупкая это женщина, или мачо-мужчина. Первым – чтобы осторожнее относиться ко вторым. Ну, а мужчинам - чтобы помнить, что на каждого Альберта найдется свой Ганс, а на каждого Ганса – своя вилисса, и не факт, что именно ваша Жизель таки поймет, простит, и отпустит, а не отомстит по полной программе за самое главное, чего вы ее лишили – сказки о большой и чистой любви!
До встречи в следующем выпуске аудио-подкаста «proБалет», подписывайтесь, слушайте, и непременно, обязательно ходите в театр. Вы же, я уверен, культурные люди!