proБалет№3 - "Щелкунчик", или "в обрезании не нуждается"

Что-ж, дорогие слушатели-читатели моего подкаста «проБалет», приветствую всех в новом году, и сегодняшний выпуск будет у нас про самый новогодне-рождественский балетный спектакль из всех, что когда либо были поставлены на всех мировых балетных сценах. Конечно же, речь пойдет о «Щелкунчике». У нас на бакинской сцене в этом году его сыграли аж целых четыре раза, и на всех спектаклях был полный аншлаг! Что, несомненно, радует. Ходят у нас люди на балет, и это прекрасно!
Да и сам балет – настоящая жемчужина. Только вот наш подкаст – не хвалебная ода, сладкого сиропа в нашей местной журналистике и без меня хватает, причем в таком количестве, что недолго и диабет ума подхватить. Здесь у нас площадь для критики, так что приготовьтесь эту самую критику получить в полной и заслуженной мере.
Мне довелось посмотреть последнего в этом сезоне «Щелкунчика» из этой новогодней, с позволения сказать, серии, и не то, чтобы я не получил удовольствия, а как раз таки наоборот – танцевали наши артисты очень хорошо. Что, кстати, приятно удивило, учитывая тот уровень нагрузки, который наша балетная труппа испытывает с самого начала сезона. Вообще, следует сказать, что я не знаю ни одного театрального коллектива, который работал бы с такой интенсивностью, я бы даже сказал, чуть ли не на износ – не меньше четырех спектаклей в месяц, а порой и все шесть, при том что у нас, в отличие от других балетных коллективов по миру, всего лишь один, основной состав, и в этой профессии такая нагрузка чревата высоким износом артистов. Ну, да ладно, пока справляются, хотя министерству нашему, ну, который культуры, стоило бы задуматься, раз уж балет уже второй сезон как приносит кассу, может стоить открыть штат для второго состава, люди-то не железные, а полномочия по таким вопросам именно в их компетенции. Но, вернемся к спектаклю!
Итак, что же мы будем критиковать? А сам спектакль, конечно же! Хотя бы потому, что то, что показывается на нашей сцене, это вообще-то, не совсем «Щелкунчик», а я бы даже сказал, совсем не целостный балетный спектакль, известный как «Щелкунчик», а некий набор дивертисментов на музыку оригинального балета и по весьма отдаленным мотивам многократно переработанного либретто. Ощущение, что над несчастным «Щелкунчиком» совершили традиционный обряд обрезания, но отрезали при этом заодно и все то, что посчитали… лишним? Или же тем, что по каким-либо причинам не могли поставить? Вырезано много чего: от практически всех значимых по драматургии оригинальной сказки сцен семейного торжества и до канонического «танца феи драже», представьте себе! Купированы ко всем чертям практически все детские партии, а ведь «Щелкунчик», он не просто вам балет, это – самый настоящий индикатор того, в каком состоянии находится балетная школа в той стране, где спектакль ставится! И судя по нашей постановке, школа находится в очень плохом состоянии! Впрочем, чем тут удивляться, когда, как выяснилось, та же хореографическая академия с большим рвением отправляла детей на «халтуры» частных новогодних шоу, на подтанцовки в рестораны, нежели на репетиции в Театр Оперы и Балета. Этот разрыв в связке между театром и академией, конечно же, разрушает не только настоящее, но и будущее балетного искусства в стране, но тут все претензии, опять же, к тому самому ведомству, который, как в том анекдоте, у нас последние годы больше соответствовал названию «прачечная», и это я еще культурно выражаюсь.
В результате сама история, рождественская сказка Гофмана, по которой и ставился балет, вообще не читалась. Многие дети так и не поняли, в чем смысл конфликта между Щелкунчиком и мышиным королем, и каким это макаром он его в конце концов вообще победил! Ну, а то, что мышей у нас танцуют дети, а вот игрушечных солдатиков армии Щелкунчика – взрослые артисты, вообще привело к полному выпадению смысла. Честно скажу, все симпатии были на стороне маленьких милых мышек, а не этих больших и взрослых солдат с оружием, зачем-то этих милашек обижающих. Словом, редактура практически полностью уничтожила историю, которую должны были рассказать со сцены, превратив новогоднюю сказку… в новогодний танцевальный концерт!
И тут, при небольшом и весьма поверхностном исследовании выяснилось, что постановка у нас идет в редакции Рафиги Ахундовой, и редакция эта была сделана в годы, когда что сам Театр, что отдельно балет, находились, мягко выражаясь, не в самой своей лучшей форме. То есть существовали реальные проблемы с тем, чтобы показать этот балет так, как он действительно должен выглядеть, и проблемы эти, были, видимо, вполне объективного характера, так что, возможно, постановщикам следует сказать еще и спасибо, что этот спектакль, хоть в таком-то виде, вообще появился на нагей сцене. Спасибо, но!.. Время идет, все меняется, и не всегда – к худшему, во всяком случае, балетная труппа сейчас у нас уже довольна крепка, тяжелые времена, когда ставить было не с кем и не на кого, благополучно пройдены, есть крепкий состав очень талантливых артистов, доказывающих свою состоятельность, короче, есть с кем и на кого ставить, иначе не было бы тех аншлагов, что мы видим. И наверное, настало время признать, что тяжелые годы, о которых пел хор товарища Швондера в «Собачьем сердце», не обязаны сменяться «еще более трудными», и можно уже идти дальше, и наконец-таки поставить «Щелкунчика» в том виде, в каком наш зритель достоин его увидеть. В полном, так сказать, необрезанном, потому как именно здесь эта медицинская, простите, процедура, видится мне лишней.
Где-то месяц назад в нашем театре, прямо во время антракта, довелось мне познакомиться с балетным специалистом из Москвы, из Театра Немировича-Данченко, госпожой Еленой Касьяновой. Смотрели балет «Тысячу и одна ночь», так вот она тогда выразила такое мнение: артисты хороши, но вот в целом у всего сценического действия класса не хватает. То есть уровень ну очень не соответствует тому, что происходит в современном балетном искусстве. Наш «Щелкунчик», как и многие постановки старого, советского периода, действительно сегодня смотрятся уже не актуально. Во-первых, свет, который, скажем, в этом спектакле во втором акте практически «мертвый», не динамичный, он не живет с драматургией музыки, как того требует современный театр, и что, кстати, есть и в наших, но уже современных постановках. Ну и, конечно же, совсем не добавляют того самого класса, уровня, старые костюмы и декорации!
Здесь следует сказать, что балет у нас в стране развивается не благодаря, а вопреки. Вопреки абсолютно дурным решениям нашего парламента, приравнявшим пенсионный возраст артистов балета к обычным категориям, из-за чего в свое время случился кризис, и многие артисты, чтобы выжить, были вынуждены уйти в коммерцию. Вопреки некомпетентности чиновников от минкульта, за последние два годы прямо-таки активно гробящих балет своим полным игнорированием того безобразия, что происходит в хореографической академии. И при всем при этом он все равно развивается, у балета появляется новый зритель, который, между прочим, голосует за него покупая билеты. А значит, стоило бы государству таки обратить внимание на балет, раз мы и без поддержки так далеко смогли пойти, представьте, что было бы, если бы наш балет защитили так, как это делают, скажем, с художественной гимнастикой! Будем надеяться, что однажды наш балет таки перейдет из позиции Золушки в положение принцессы… нашлась бы добрая фея!
Ну, и завершим наш подкаст, конечно же, традиционным уже «почему на «Щелкунчик» следует сходить». Даже такой! Да хотя бы ради того, чтобы посмотреть на великолепных Динару Ширинову и Интигама Мамедова. Эта пара – настоящая премиальное открытие для любого балетного коллектива, четкие, невероятно сценичные, и каждый их дуэт просто настоящий праздник балетной любви и нежности, и при этом – высокой техники. Может, историю сказки о Щелкунчике в этом балете вы и не увидите, но вот историю любви в их танце сможете увидеть – однозначно!
На этом прощаюсь с вами до встречи в следующих выпусках подкаста «проБалет». И – с Новым Годом вас, дорогие балетоманы!