proБалет№4 - "Семь красавиц", или "история не про многоженство"

Приветствую всех в четвертом выпуске моего подкаста «проБалет», дорогие театралы. Очень приятно было видеть всех вас в это воскресенье в нашем Театре Оперы и Балета. Знаете, если раньше в городе Баку чтобы увидеть самых красивых женщин рекомендовали ходить во в сякие разные гламурные заведения, то теперь можно смело сказать: «Хотите увидеть самых красивых людей этого города – идите в Театр оперы и балета на балетные спектакли». С учетом того, что почти на всех спектаклях у нас в Театре аншлаги, за что отдельно следует отметить хорошую работу административного корпуса, то и красивых людей, что мужчин, что женщин, там можно увидеть в достатке. Я уже не говорю о красавицах на сцене, тем паче что о них в сегодняшнем выпуске и пойдет разговор, а конкретно о балетном спектакле на музыку Кара Караева – «Семь красавиц»!
Вообще сам спектакль этот в репертуаре нашего Театра один из самых красивых. Я бы даже сказал – высококлассных! Тут вы не увидите старых декораций или костюмов, да и вообще все на уровне, и это не удивительно, если помнить, что спектакль этот в последний раз «обновлялся» и ставился в новой редакции в бытность министром Абульфаза Караева! Эх, вот было время, да?! А ведь, как показал совершенно новый наш исторический опыт, оказывается, очень даже хорошо было, не то, что потом и сейчас! Возникает грешным делом мысль, а чего бы вообще не превратить это дело в эдакую государственную управленческую традицию, и назначать на должность министра культура родственников корифеев! Вот, я уверен, назначили бы министром хоть кого из семьи Фикрета Джамилевича Амирова, и не было бы той лажи, которую умудрились устроить «эффективные» в кавычках управленцы из как выяснилось теперь абсолютно неэффективного бывшего МИДа. А что, хорошая идея! И в рамках национального менталитета, так сказать, страна у нас маленькая, талантливых родственников же у корифеев, как мы знаем, особенно в области госслужбы и бизнеса, очень много! Ну, да ладно, в нашей стране понятие министерство и культура в последние годы существовали параллельно друг другу, так что вернемся к культуре, оставшись параллельны всему прочему, и поговорим о «Семи красавицах».
Поскольку сам относительно недавно, всего каких-то три года назад, работал над либретто к балету «Низами», то не сдержусь и поделюсь-таки с вами открытиями, которые сделал для себя изучая «Пятерицу» нашего великого гянджинца. Вы вообще в курсе, что этот человек был настоящим Леонардо Да Винчи Востока? Ну, механикой он может и не занимался, но вот философией и астрономией – однозначно, а уж что касается любви к шифрам и тайным смыслам так вообще любил это дело, и в каждом его произведении этих самых «кодов Низами» можно при внимательном рассмотрении найти в избытке. И вот именно в «Семи красавицах» - четвертой поэме своей «Хамсе», он этих кодов заложил очень много! При этом, как умница-популяризатор, все это завернул в эротизированную оболочку истории о любви шаха Бахрама к семи, а на самом деле их даже больше там в поэме, несмотря на название, красавицам. Там вообще название, если корректно переводить, получается чуть ли не «Семь картин», или «Семь образов», а каждая красавица, на минуточку, это вообще женский аватар небесного тела Солнечной Системы… ну, просто во времена Низами Уран и Плутон еще не открыли, хотя кто его знает, может образ Фитне и есть одно из этих небесных тел? Но, спустимся от звезд небесных к звездам нашей балетной сцены, и поговорим о спектакле.
Итак, тот спектакль, который сейчас вы можете видеть на сцене нашего театра, очень конечно же отличается от своего первоначального варианта, который был поставлен еще при жизни композитора Кара Караева. Там либретто было очень близко по сюжету к поэме в ее «попсовом» восприятии, то бишь про многоженство и политику, скажем так. Вариант, который поставили на нашей сцене хореограф Василий Медведев по либретто турецкой писательницы и драматурга Яны Темиз – это уже попытка расшифровать тот самый «код Низами», а самое главное, по своей концепции он максимально сочетается с самим жанром, языком балетного искусства. Я бы хотел назвать этот балет «идеальным решением», да вот только не существует такого в природе, так что ограничимся «оптимальным». Здесь все действительно – крупными мазками в плане того, что касается общей драматургической линии, как это и должно быть в таком условном искусстве, как балет, а вся нюансировка передается уже через хореографию и технические решения танцоров. При этом сам хореографический рисунок выстроен достаточно универсально, так, чтобы по-настоящему профессиональный артист балета мог заниматься уже свои, авторским творчеством в рамках созданного для него образа.
Как, собственно, и поступали артисты нашей труппы. В первую очередь, конечно же, скажем о дуэте главных солистов: Анар Микаилов в партии Бахрам-гура и Нигяр Ибрагимова АКА Прекраснейшая. В поэме правда ее называют красавицей Персидской, но я туристов и туристок из Ирана видел, особо, мягко выражаясь, не впечатлился, до Нигяр им ну очень далеко, так что пусть будет политкорректненько – Прекраснейшая. Анар Микаилов, как всегда, конечно, в образе, и с каждым спектаклем все больше, кажем так, артист, нежели исполнитель технической партии. Но Нигяр в этом плане, конечно, просто вне конкуренции. Вообще, хочу сказать, что эта балерина в каждом своем спектакле… впрочем, оговорюсь, за исключением «Танго любви», там вообще не ее, так вот во всех остальных спектаклях, где мне довелось ее видеть, она с каждым разом буквально растет над собой, предлагая новые, очень интересные решения что в рамках рисунка своего танца, что в актерском воплощении образа. Партия Прекраснейшей в ее исполнении весьма хороша, а главное, очень и очень понятен замысел Низами, согласно которому Бахрам именно от Белой Красавицы (там у каждой еще свой «кодовый» цвет имеется, согласно астрологическим правилам средневекового Востока), так вот именно она и стала триггером его духовного, так сказать, просветления.
Но тут я забегаю вперед, поэтому вернемся по сюжету к самой первой красавице в спектакле, а именно: в индийской, которую исполнила наша юная звездочка Лиана Прага. Технически – безукоризненно! Немного не хватало, разве что, того эротизма, который полагался «Черной красавице», а именно этот цвет принадлежит аватаре Сатурна, согласно Низами. Там же как должно получаться – Бахрам должен как бы эволюционировать от плотского к духовному, от темной, материальной сущности Вселенной, к светлой, духовной!
И вот не эротизм, но уже эдакая девичья игривость очень хороша была проявлена в танце хорезмской красавицы в исполнении Нигяр Алиевой. Она вообще всегда в этой партии хороша, единственное, что ей мешало, и мешало серьезно все выполнить действительно хорошо, так это музыка – Эйюб Гулиев, дирижировавший спектаклем, очень неровно держал темп, а в некоторых моментах просто «съел» пунктуацию, так, что те самые «точки», что важны для завершения хореографической фразы, зачастую попросту не ставились. В результате финал партии попросту «смазался».
Не могу не отметить Ислама Мамедова. Этот артист, не побоюсь сравнения, идет путем великого Барышникова – тоже росточком был невелик, но какая харизма! Он умудрялся собой маленьким всю сцену заполнить, такая энергия била из него во время танца! Вот и Ислам танцевал именно что так, при этом, к его чести следует сказать, демонстрируя очень хорошую технику, а уж прыжок был такой, что не стыдно и на лучших сценах показать! Эволюция этого артиста не может не радовать, а главное, видно, что танцует не только телом, но и мозгами, понимает, что именно нужно донести зрителю, и делает это в высшей степени хорошо!
Я не буду отдельно сейчас останавливаться на каждой красавице, отмечу лишь то, что произвело на меня впечатление особенно сильное. Картина магрибской красавицы – композиция аватары Меркурия. В это воскресенье на сцену впервые в этой партии вышла Самира Мамедова. И вот она сумела дать ту женственность, которая требовалась – несмотря на то, что для нее это премьерный выход, образ был выдан отменно – магрибская красавица Самиры буквально окутывала Бахрама аурой женской энергетики, и это прекрасно смотрелось в сочетании с предыдущим «змеиным» танцем ее тезки Самира Самедова. Мое искреннее «Браво!» обоим артистам!
Ну, и под завершения скажу, что не очень понравилось. Немного смутил финал. Там, по драматургии, предполагается, что после познания всех радостей и плотских утех мира, и одухотворённый общением с Прекраснейшей, короче, познавший свою нирвану, Бахрам уходит от мирских удовольствий в пещеру, где, видимо, будет вести аскетический образ жизни, через что и приобщится к вечности. Театральным языком технически это выполняется через грамотную расстановку световых акцентов. Но тут свет подвел – так называемая «черная вырубка», то бишь полное затемнение сцены случилось чуть раньше, чем Бахрам в пещеру успел забежать, а вот портрет Бахрама, постаревшего и умудренного, который должен был быть освещен только в финале, высвечивали весь второй акт, в результате чего смысловой посыл получился такой, будто после любви, которая у царя случилась с Прекраснейшей, он попросту… покончил с собой? Это что ж она такое сделала, как уязвила его мужское самолюбие, что мужику захотелось с жизнью покончить? В танце вроде ничего такого не было! В общем, маленькая ошибка в пряности, а суп уже не тот!
Итак, почему на этот балет непременно нужно ходить, причем как можно больше. Да потому, что каждый спектакль неповторим, это раз. А во вторых, именно эта постановка, на мой взгляд, является хорошей, качественной попыткой расшифровки «кодов Низами», и потому каждый раз, после каждого просмотра этого спектакля, возможно, вы будете открывать для себя новое откровение от великого мистика и философа Низами Гянджеви, умудрившегося в историю одного разочаровавшегося многоженца спрятать чуть ли не целый учебник по астрономии, и трактат по мистике в придачу!
Ну, а я прощаюсь с вами до встречи в следующем выпуске подкаста «проБалет», и непременно – до встречи в Театре!