proБалет№6 - «Дон Кихот», размеры не имеют значения, или революция продолжается!

Приветствую слушателей подкаста «проБалет» в нашем новом выпуске, посвященном балетному спектаклю «Дон Кихот» на музыку Людвига Минкуса, что состоялся замечательным субботним вечером 11 февраля на сцене нашего Театра Оперы и Балета. И сегодня мы поговорим о «революции, товарищи!» (голосом Ленина). Почему о ней? Ну, хотя бы потому, что балет этот в свое время стал своего рода революционным, изменив отношение к роли мужчины на балетной сцене. Ведь раньше оно как было? Раньше – в смысле, много-много раньше, а именно, до четырнадцатого декабря тысяча восемьсот шестьдесят девятого года, когда на сцене Московского Большого Театра состоялась премьера балета на музыку Минкуса в постановке Мариуса Петипа, так вот до того самого знаменательного события считалось, что главная в балете всегда – именно женщина, а мужчина – он так, чтобы поддержать, где нужно, эдакая живая приставка-поддержка, потому как благородные господа в балеты ходят, как писал Пушкин, исключительно на балерин посмотреть…. Ну, помните из «Онегина»: «Ах эти ножки, ножки!». Вобщем, дискредитация по половому признаку была тут налицо во всей красе, звездами балета могли быть и были исключительно женщины, хотя, подозреваю, что тут можно усмотреть некую высшую справедливость – в том сугубо патриархальном обществе театр, особенно балет, оставался, пожалуй, единственной нишей, где полностью царили женщины, хотя бы недолго и весьма иллюзорно. Но и эту монополию сломали, и революцию совершил именно что «Дон Кихот».
Впрочем, будем откровенны, настоящая революция в мужском танце в классическом балете случится еще только спустя почти сто лет, когда замечательный танцор и хореограф Владимир Васильев представит свою редакцию партии главного мужского персонажа этого балета – Базиля. Официально именно она будет признана революционной для мужской балетной партии, но на самом деле еще до васильевской эта самая революция уже происходила. Мужской персонаж перестал быть «картонным героем любовником» или же «вечным шутом-дурачком», а в таком и без того весьма условном искусстве как балет, придать объём плоским по определению, архетипичным персонажам было очень, очень сложно, и к тому же рискованно. Но, тут уж, наверное, не обошлось без влияния литературной первоосновы – где, как не в истории с участием главного идеалиста в истории мировой литературы, борца с человеческой подлостью и мельницами, мудрого и такого наивного, рыцаря печального образа Дон Кихота Ламанческого, мог проявится истинный идеализм настоящих творцов в искусстве?
Ведь именно в Дон Кихоте впервые было показано, что мужской танец на балетной сцене может и должен быть по-настоящему красивым! И да будет вам известно, дорогой мой слушатель, что в спектакле на нашей балетной сцене мы таки стали этому свидетелем! И не то, чтобы этого у нас совсем не было раньше – на сцене нашего театра этот балет много раз танцевали самые звездные дуэты из Мариинки и Большого, и доводилось нам видеть Базилей самых разных, а с некоторых пор мы стали танцевать этот балет уже и силами своей труппы, особенно с тех пор, как у нас созрела такая прима, как Аян Эйвазова, балерина с истинно европейскими данными, которой не стыдно и Одетту-Одилию доверить, и ту же Китри. Однако если раньше дуэт что ей, что другой нашей Китри – Джамиле Керимовой, составляли замечательный, опытнейший артист Макар Ферштандт, или талатнливейший, артистичный Анар Микаилов, которые предлагали зрителям Базиля в его оригинальной, скажем так, версии, близкой к тому что задумывал Петипа, то на этот раз наши идеалисты от балета пошли на довольно необычный эксперимент, поставив в эту партию Тимура Одушева.
В чем состоял риск – сейчас объясню на пальцах, для обычных смертных, таких же, как и я, любящих балет, но не являющихся профессионалами в строгом, академическом понимании балетного искусства. Для начала – короткий и самый примитивный ликбез, так сказать.
Итак, о чем у нас балет? В Испании живут испанские люди, горячие, как испанское солнце, со своими испанскими страстями. Испанский парень, работающий цирюльником, это так раньше называли мужских стилистов и мастеров художественного бритья бороды и усов, Базиль влюблен в дочь испанского трактирщика (так раньше называли рестораторов) Лоренцо, который, как и все рестораторы, любит деньги и не любит бедных. Тогда еще не было такого понятия, как общественное мнение и социальная справедливость, так что не любить бедных можно было открыто и не стесняясь. Дочка у Лоренцо, тоже, как полагается, испанская девушка, зовут ее Китри, и Базиль ей нравится, замуж за него ей хочется (в те времена стилисты, представьте себе, таки в массе своей любили девушек, да-да!), но папа против, он уже договорился с испанским кабальеро, дворянином, а по нашему – богатеньким мажором, которого зовут Гамаш. По факту, этот самый Гамаш нашу Китри совершенно не стесняясь у ее папы чуть ли не покупает, что, согласитесь, в наши дни тоже порой случается. Базиль всячески обещает, что будет брить художественным манером больше бород и усов, заработает на собственный спа-салон и достойное содержание для Китри, но папа ему не верит, и наверное правильно делает, потому что ну где это видано, чтобы стилист, который любит женщин, и вдруг стал знаменитым и богатым? В природе такого не случалось ни тогда, ни в наши дни, и поэтому папа девушки отказывает Базилю, предпочитая богатенького уже здесь и сейчас Гамаша. Но тут в городе появляется странствующий рыцарь Дон Кихот со своим оруженосцем (это так раньше называли ассистентов-референтов и прочих помощников, работающих за небольшую зарплату, но перспективу карьерного роста) Санчо Пансой. Рыцарь совершенно осознанно испытывает душевные страдания по своей платонической любви Дульсинее, и потому готов помогать всем влюбленным, вне зависимости от их материального положения и прописки. Короче, в конце концов он таки заставит Лоренцо уступить и отдать дочь за Базиля, потому как этот стилист обладает приятной внешностью, харизмой и чувством юмора, а мажор-Гамаш, несмотря на все свое богатство, всеми этими качествами явно обделен, словом, комедия, да и только.
То есть вы уже понимаете, что роль, вернее – партия Базиля – очень смешная, вернее – смешливая! Базиль должен смешить, но при этом вызывать симпатию, любовь, восторг, желание – весь тот набор чувств, который заставит молодую девушку – слыханное ли дело! – отказаться от богатого муженька ради смутных перспектив, которые перекрываются истинно испанской страстностью двух молодых людей с бурлящими гормонами. И все это полагается выразить через танец! Вернее, скажем так, в версии Петипа все это больше выражалось через актерскую пластику и мимику исполнителя партии Базиля, в редакции же Васильева добавлялась еще и серьезная физическая, скажем так, нагрузка именно на танцевальную составляющую.
А теперь давайте честно скажем об одной не очень, может быть, приятной для слуха особенности нашего национального балета – мужской состав в нашем балете исторически страдает некоторым, мягко выражаясь, отсутствием тех сценических параметров, которыми может похвастаться европейский балет. Проще говоря, мало или почти нет у нас тех высоких и здоровенных мужчин-гренадеров ростом под метр девяносто, с плечами а-ля Шварцнеггер, но пластикой Жан-Клода Вандамма, который, кстати, тоже из балета в кино пришел, если кто не знал. Такова селява, как говорится, есть некий общий генотип, ничего с этим не поделаешь – либо пластичные, мелкие и худые, либо накачанные, но тоже мелкие квадратные крепыши, и редкие высокие, но тоже худые. Как результат, наши парни развивают в себе альтернативные супер-силы, артистизм, разят харизмой, юмором, однако ничего из этого не поможет, если партнерша ростом и статью таки ближе к европейским стандартам. А Аян Эйвазова именно такова!
Боги Олимпа даровали этой балерине все, что нужно, плюс мозги, благодаря которым все прочее она наверстывает, прилагая еще и бешеную работоспособность! К тому же она постоянно развивается, во всяком случае, последние два сезона каждое ее выступление лучше предыдущего. Скажу так, если и есть ее за что критиковать, то мне лично этот уровень уже недоступен – с точки зрения пусть и любящего, и весьма капризного, и регулярно посещающего балетные спектакли, но все-таки простого зрителя, я считаю, что она выступила безукоризненно. Она уже практически готовый продукт на экспорт – осталось только подобрать партнера, и гастролировать уже по европейским сценам, но вот тут и загвоздка – с партнером-то…. Аян Эйвазова девушка не мелкая, она-то как раз под европейские параметры вполне себе подходит! А значит и партнер должен быть соответствующий, разве не так? Но тут нам предложили очень и очень интересное решение!
Честно признаюсь, что к Тимуру Одушеву я довольно долгое время относился довольно прохладно – мне он казался очень… деревянным, что ли? Да, акробатика очень даже зрелищная, но вот огня в нем я очень долгое время не замечал. Потом довелось увидеть его в балете «Барышня и хулиган» на музыку Шостаковича, и тогда был приятно удивлен – нет, не «деревянный», есть в нем чувство, и танцует так, что верится, однако подумал – ну, может роль такая, уж очень в рамках нашей ментальности, сыграть «гагаша», уличного «братка», в принципе можно, если это у тебя внутри и так есть. Честно признаюсь, мне казалось, что к самой своей профессии он относится без того огня, что заставляет писать слово «артист» исключительно с большой буквы, но!... После этого спектакля я должен признаться, что полностью и абсолютно заблуждался! Тимур Одушев играл в тот вечер, и играл отменно! Он сделал все, что требовалось с драматургической точки зрения, заставив зал смеяться и сопереживать. А теперь – добавьте к этому еще и физическую силу, выносливость и мышечную пластику акробата, и вы поймете, почему ставка, сделанная именно на дуэт Аян Эйвазовой с ним, «выстрелила», что называется, на все сто! Он смог не просто сыграть Базиля, он станцевал его, исполнив все те па и трюки, которые и сделали эту партию революционной для восприятия роли мужчины на балетной сцене. Не будучи ростом с викингов-гренадеров – Тимур среднего роста для балетной сцены, - он «заполнял» сцену прорывом актерской харизмы, и щедро добавлял сверху свои физические возможности, соответствуя партнерше, не теряясь на ее фоне, но выступая в качестве органичного, полноценного участника этого дуэта, а мы же помним, что Аян Эйвазова в этом плане партнеров не щадит, не может щадить чисто физически, она всем своим видом перетягивает внимание на себя, а с Базилем так нельзя, и благодаря Тимуру Одушеву этого и не случилось!
Словом, та самая революция в восприятии, которую некогда задал этот балет в мировом балетном искусстве, очень достойно, на мой взгляд, был продолжен на нашей сцене. Если эта концепция найдет свое подтверждение в будущем – то есть, дуэт Китри и Базиля в этом составе будет подтвержден сценической практикой и технически еще более усовершенствован, то у нас наконец появится та самая «гастрольная пара», которую можно смело выставлять на любых сценах. А главное, я считаю, что пример Одушева может и должен вдохновить мужчин в нашем балете на тот путь, который показал великий Баланчин, доказав, что размеры, действительно, не имеют значения! Кстати, в нашем Театре есть артисты, которые показывают, что уже понимают этот путь – это и Сеймур Гадиев, и Ислам Мамедов, и Мехман Марданов… На самом деле – многие, но пока лишь Тимуру Одушеву удалось прорвать еще и физический барьер, доказав, что на самом деле балет, как писала замечательная французская писательница Амели Нотомб – это про мечту человека взлететь без крыльев.
А теперь добавлю еще и о тех артистах, чье выступление сделало этот праздник лично для меня, как зрителя, еще более ярким. Ну, во-первых: Самира Мамедова. Ее уличная танцовщица Мерседес в дуэте с Эспадой в исполнении Анара Микаилова (Эспада - это такой местный авторитет, звезда корриды, в которого влюблены все девушки Испании) – была чудо как хороша! Не безукоризненна, признаюсь, но технические огрехи и некоторую неуверенность в первом акте она компенсировала присущей ей истинно балетной грацией, и каким-то необъяснимым словами внутренним, настоящим испанским огнем.
А еще - фанданго в финальном акте – очень приятно было смотреть танец Самира Самедова с Джамилей Мурадовой! Наконец-то это было соло не одного артиста, перетягивавшего всю партию на себя, но таки дуэт, где и женщина и мужчина смотрелись вместе весьма и весьма достойно.
И, конечно же, оркестр! Дирижировал Орхан Гашимов, которого я обычно критикую, но тут он был на высоте. Да, в первом акте кое-где было неровно, темп порой замедлялся, но во втором и третьем – просто праздник какой-то! Оркестр под его руководством в целом звучал очень ярко, по-испански пламенно, такое ощущение, что несмотря на февраль и не присущие нашим краям морозы, солнце Абшерона таки растопило его прежде застуженное русским симфонизмом сердце! Так что покидал я театр с чувством даже какой-то эйфории, и если вас, дорогой слушатель, в тот день не было на спектакле… что-ж, очень и очень жаль, вы упустили колоссальное удовольствие!
Так что в Театр надо непременно ходить. И на Дон Кихота, и на все-все спектакли. Кстати, двадцать второго февраля будет «Насими» на музыку Фикрета Амирова по либретто вашего покорного слуги, еще один спектакль в репертуаре нашего театра в стиле нео-классики, так что советую. По нему надеюсь записать особый подкаст, где в качестве критика хочу пригласить кого-то из профессионалов. И вообще, дорогой слушатель, в Театр нынче надо ходить еще и потому, что сейчас, как мне кажется, мы являемся свидетелями особенного процесса, когда создается нечто новое, то, что однажды возможно и назовут каким-нибудь особенным термином, но мы то с вами знаем, что это – развитие нашего азербайджанского балетного искусства. И все мы, включая вас, дорогой слушатель, в той или иной степени, его участники и соавторы. Так что, до встречи в Театре, и следующем выпуске подкаста – «про Балет»!