«proБалет №9» - «Корсар», или пираты, несущие культуру в массы

Приветствую слушателей подкаста «проБалет», и спешу обрадовать – сегодня будем говорить о самом ярком балетном событии сезона – премьере балета «Корсар» на сцене Азербайджанского Государственного Театра Оперы и Балета. Дамы и господа, это случилось! Балет, который является знаковым и смволическим для всей мировой балетной культуры, наконец-таки пришел и на нашу сцену, и заслуга эта принадлежит конечно же нашему Театру, этому бастиону культуры, который несмотря на все проблемы, продолжает оставаться в мировом тренде, всячески отказываясь причислять себя к провинции мировой академической культуры. Да-да, чтоб вы знали – во всем мире сейчас именно что классический балет набирает бешеную популярность, у нас же этот процесс идет не благодаря какой-то поддержке – будем честны, ее попросту нет, у нас даже вопрос с пенсиями для балетных до сих пор не решен на уровне парламента, но благодаря именно что театру и людям в нем, которые служат балету.
Итак, почему же именно этот балет, почему именно «Корсар» так важен? Да потому что вся его история, от возникновения и первой постановки, и до того, как он стал мировым балетным хитом, уступающим по популярности разве что «Лебединому озеру», ему пришлось пройти весь путь «эволюции» всех гениальных произведений. Как и «Лебединое», кстати, в своей первой постановке он провалился и был разгромлен критиками…. При этом, как ни удивительно, собирая кассу! Да-да, «Корсар» обругали за то, что он слишком «несерьезный», слишком попсовый, как сейчас выразились бы. Ну, тут причина вообще в литературном первоисточнике – поэма лорда Байрона, на основе которой ставился балет, был, что называется, бестселлером, сравнимым сегодня, разве что, с «Игрой престолов». Только ленивый не ставил тогда по этому произведению, например, сам Джузеппе Верди аж оперу написал по «Корсару». Ну, композитор Адан, тот самый, который написал «Жизель», ленивым тоже не был, и решил написать балет. Дописать, правда, не успел, музыка к этому балету осталась его «лебединой песней», последним произведением, который был поставлен в Париже, и разгромлен критиками. Ну, критики разгромили, а балет все равно шел. Почему? Потому что – хит, дамы и господа, интересная приключенческая история, красивые, яркие декорации, костюмы, дивный восток, мужественные пираты и прекрасные дамы, что еще нужно для полного счастья в виде продажи билетов на кассе?
Мариус Петипа, человек несомненно умнейший и гениальный, понял, что это хит, и привез его с собой в Россию. Но решил все поставить по своему – музыку попросил доработать итальянского композитора Цезаря Пуни, который тоже служил в русском театре, вместе с Ивановым сделал несколько редакций, и довел таки балет до состояния настоящего хита! По факту, балет стал по-настоящему народным: критики его так и не полюбили, но зритель шел, голосуя рублем, и «Корсар» жил и развивался, к нему дописывались и новые музыкальные фрагменты, причем самыми разными композиторами, даже сам Чайковский руку приложил, в него включали новые партии и обогащали их новыми сложными трюками… Одним словом, получился самый что ни на есть живой, растущий и хорошеющий балетный хит, который и в наше время продолжает меняться, расти и радовать публику. Наверное, практически нет театра в мире, который не ставил бы «Корсара» в своем репертуаре. Теперь он есть и у нас!
Итак, каким же он у нас получился, этот мировой балетный бестселлер? Давайте вместе и разберем, дорогие любители балета.
Начнем с хорошего – благодаря тому, что на постановку были привлечены настоящие профи, а еще (что, согласитесь, всегда немаловажно!) выделены материальные средства, спектакль получился действительно очень ярким и красочным. Декорации в исполнении большого мастера своего дела, академика Российской Академии Художеств, профессора Дмитрия Чербаджи – это шедевр, дамы и господа! Особенно поразительно исполнена финальная картина, с кораблем и крушением на волнах, все выполнено без единого «читинга» с использованием видео и прочей вне-театральной ереси, только канон, только реальные материалы, и при этом – реалистичный, но истинно театральный эффект! Свет партитура – практически безукоризненно, ну разве что вторая картина первого акта, сцена в гроте с излишне яркой световой заливкой, но это уже технические нюансы, которые легко решить – помним, что спектакль этот живой, и он может улучшаться.
Теперь – о музыке. Вообще, вести музыку к балету «Корсар» в его современном варианте, то есть пытаться показать целым этот лоскутный, порой эклектичный музыкальный коллаж, который создавался разными композиторами в разное время – архисложная дирижерская задача, которую у нас поручили несомненно талантливому, но молодому дирижеру Орхану Гашимову. Впрочем, молодость, как говорится, этот тот самый недостаток, который однозначно пройдет со временем. Правда, будет ли это сопровождаться ростом профессионализма? Думаю, что в случае с Орханом ответ положительный – несмотря на очень серьезные ошибки в начале, когда первая картина балета смотрелась откровенно тяжело (а если честно – то даже скучно!) именно из-за музыкального сопровождения, то в картине с гротом положение уже значительно выправилось. Во втором же акте подсобрался дирижер, но несколько раз подвел уже оркестр, особенно скрипки, что удивительно – обычно эти-то у нас хороши, но спишем огрехи на то, что все-таки премьера, и все-таки – в новинку эта музыка для наших музыкантов. В целом музыкальное полотно балета «Корсар» - это скорее русская музыка, во всяком случае в его современной редакции, а русская музыка – это бесспорный конек Орхана Гашимова, в ней он по-своему хорош, и с каждым спектаклем у него получается все лучше еще и национальная классика, так что думаю, при наличии соответствующих условий в виде оркестровых репетиций мы еще услышим музыку «Корсара» так, чтобы артисты балета сумели показать нам свои партии в самом выгодном свете.
Вот к ним сейчас и перейдем. Начнем, пожалуй, с Медоры – я же обещал, что в начале о хорошем. Аян Эйвазова, наша прима, на сегодняшний день – лучшая из лучших, и в партии Медоры она опять же была такой! Легкая, воздушная – настоящее воплощение балерины, какой ее представляют, эдакий идеал. Я слышал, как в зале кто-то сказал о ней: «Будто хрустальная балерина, какими елку украшают!». Не знаю, как насчет елки, но то, что Аян Эйвазова – настоящее украшение для любой сцены, это факт! Ее Медора практически безукоризненна! Чего, к сожалению, нельзя было сказать о ее партнере.
Итак, Конрад в исполнении очень мною любимого артиста, которого я считаю очень перспективным и талантливым – Сеймура Гадиева – попросту не получился. Никак – ни технически, ни по образу, Конрада мы в тот день на сцене так и не увидели. Нет, можно конечно списать все на нервы, артист мол, молодой, перенервничал, потому и… Однако, дело еще и в том, что очень многое из того, что должен был делать на сцене Конрад, почему-то было передано в партию Бирбанто, его антагониста. Уверен, что балетмейстер и истинный автор этой премьеры на азербайджанской балетной сцене, заслуженный артист Республики Самир Самедов, знал, что делал, именно так редактируя мужские танцевальные партии – Сеймур, конечно, очень талантливый артист, но – очень молодой, с пока еще небольшим опытом, к тому же, будем откровенны, в плане акробатических трюков он у нас в труппе на сегодняшний день далеко не лучший, и почему в таком случае Конрада доверили именно ему? Только из-за сценического соответствия образу героя-любовника? Да, чисто по актерски он свою задачу выполнил, особенно в сцене с гротом и в финальной картине, но как артист балета, он выглядел рядом со своими партнерами по спектаклю несколько… гм – бледно, что-ли? Словом, я, конечно, не в курсе, какие подводные течения обусловили именно такой кастинг на главную партию, но то, что в результате антагонист главного героя выглядел гораздо сильнее и даже харизматичнее – это факт.
Да, Бирбанто конечно же получился великолепным! Ислам Мамедов – тот самый артист, который в полной мере заслуживает комплимент «браво» в свой адрес – нужна немалая смелость, чтобы на одной работоспособности так вот прорвать барьер далеко не идеальных физических данных, и буквально вылепить из себя исполнителя, на которого можно смело возлагать уже и сложнейшие технические задачи, и при этом требовать полной выкладки в актерской игре. Ислам исполнил и партию Бирбанто, и весьма органично выполнил трюки, которые по канону полагались Конраду, тем самым буквально перетянув на себя одеяло зрительского внимания и симпатий. И «браво» в его адрес тем более заслуженное, что во время работы на сцене он действительно рискует, не боится работать на самом пределе своих физических возможностей, его прыжки, и то как он буквально бросает себя на сцену – все без малейшей халтуры, выкладываясь на все сто процентов, и даже кажется, что вот сейчас он даже травмирует себя, но тьфу-тьфу – обходится, и он продолжает… Именно за такую смелость в балете и говорят – «браво»!
А теперь перейдем к критике, без которой, как мы помним, нет и не может быть развития.
Партию работорговца Ланкедема в буквальном смысле слова слили! Мехман Марданов, конечно же, хороший, очень талантливый и техничный артист, но Ланкедем из него именно в этом спектакле получился такой же, как и из Сеймура Гадиева – Конрад. А именно - достаточно бледный для той партии, той роли, которая вообще прописана что в поэме у Байрона, что в партитуре Петипа. Впрочем, как раз с этой партией есть несколько оправдывающих моментов – Ланкедем должен блистать именно в начале спектакля, а как мы помним, как раз в начале музыка исполнена была так, что блистать при всем желании не смогли бы даже лучшие артисты мировой балетной сцены. И вишенкой на этом торте стал конечно же костюм, словно специально сделанный для того, чтобы окончательно убить значимость роли и самой партии. Прошу заметить – не исполненный, но именно что задуманный, причем это же касается и костюма Конрада. Костюмы, кстати, выглядели в совершенной эклектике с теми же декорациями, словно у художника-постановщика случилось некое раздвоение творческой личности, и декорации рисовал мистер Джекил, а костюмами занялся мистер Хайд, решивший уничтожить все, что сделало его конструктивное альтер-эго. Что весьма, согласитесь, огорчает!
Очень, очень хорошо танцевала Фатима Халафова в партии Гульнары – технически выверенно, четко, однако и ее блестящая вариация в первой картине первого акта не «выстрелила», так сказать, и не создала того должного впечатления… опять же – по причине именно тех же ошибок в музыке, о которых было упомянуто ранее.
Из одалисок же более всего хочется отметить Лиану Прагу и Нигяр Алиеву. Первая была безукоризненна технически, вторая сияла женской грацией и артистизмом. Очень удачное, дополняющее друг друга сочетание! Ну и, конечно же, нельзя не упомянуть маленького корсара в исполнении Назрин Адыевой. Некогда эту партию сам Мариус Петипа придумал специально для своей жены, тоже известной балерины, если не ошибаюсь, Марии Суровщиковой. Не знаю уж, как там танцевала эту партию жена самого Петипа, раз они в конце концов с ней все равно развелись, но вот Назрин ее исполнила очень хорошо!
Ну, и наконец, подошло время сказать о «великом и ужасном», прекрасно исполненном и потому явившимся по результатам зрительских симпатий истинным героем этого спектакля, можно сказать, центральной фигурой всего шоу – Саиде Паше. Говоря об этом персонаже, я наконец подошел к персоне того, кому мы собственно и обязаны этим праздником – балетмейстеру постановщику, настоящему знатоку балета в Азербайджане, невероятному Самиру Самедову. Несомненно, если нужно восстанавливать классику и реставрировать канон – обращаться надо именно к нему, и это он доказал еще своей работой над «Половецкими плясками». Но «Корсар» - это уже следующий шаг в эволюции, можно сказать – бенефис Самира Самедова, как постановщика-балетмейстера, и… как актера! Самир Самедов в своей работе умудрился показать нам не только «Корсара» в его эволюционировавшей форме, но дал нам посмотреть словно на срез из прошлого, элемент из того балета, который был поставлен самым первым, когда мужские партии были исключительно мимическими и пластическими, без хореографии. И воплотил это дело на сцене совместно с такими мастерами актерской пластики как Игорь Кузнецов и Фаик Губатов. Но центральным персонажем этой гениальной пантомимы был все-таки именно Самир Самедов – что по партитуре, что по личному уровню актерского мастерства и энергетики. Надо помнить при этом, что будучи великолепным танцовщиком, одним из лучших из ныне действующих на нашей сцене, сохранившем традиции старой школы, Самир Самедов поставил себе роль, основанную исключительно на актерской игре, причем в манере итальянской школы архетипов, и даже тут умудрился выполнить все с присущей ему тонкой нюансировкой, широкий актерский мазок у него сочетался с четким контрапунктом мимической и жестовой деталировки. Словом, каков Самир в танце – таков он и в чисто драматическом актерском ремесле! Кстати, стоит добавить – как ни странно, но к костюму именно его персонажа нет никаких претензий, он и задуман, и выполнен лучше всего, что было одето на артистах балета в тот день!
И еще один момент, очень порадовавший на спектакле – то, что на сцену наконец-то вышли дети! Воистину приятно, что ученики хореографической академии в Азербайджане танцуют не только по ресторанам да на подтанцовках у «звезд», но и занимаются непосредственно своим прямым делом, принимая участие в академических постановках и набираясь настоящего сценического опыта в большом искусстве.
Несомненно, большая заслуга в том, что балет смотрелся целостно, и воспринимался зрителем как единое драматургическое и хореографическое полотно, принадлежит руководителю труппы Камилле Гусейновой – я-то по опыту работы с ней знаю, что многое в балетной режиссуре спектакля – этой незаслуженно незамечаемой части работы над балетными спектаклями на всем пост-советском пространстве – ее заслуга, во всяком случае, почерк, он такой, его не спрячешь. Лепить из разорванного целое, склеивать, подобно японцам, разные фрагменты расплавленным золотом своего таланта в нечто единое она всегда умела хорошо. Ну, и главное, конечно же – работать с людьми, потому как всем известно, что театр, этот серпентарий единомышленников, без своего заклинателя змей с дудочкой работать не будет. Так вот Камилла Гусейнова – это та самая дудочка! А кто заклинатель змей, вы и без меня хорошо знаете!)))
Прежде чем завершить, замечу, что все критические моменты, о которых я здесь говорил, если и заметны, то исключительно тем, кто увлечен балетом и ранее видел «Корсара» как минимум в двух разных постановках и редакциях. Впрочем, и аудиторией моего подкаста на сегодняшний день являются именно те, для кого балет стал неотъемлемой частью их жизни. Нас не так уж и много, но именно нам важно, чтобы нашей работой не просто восторгались, но могли ее понять, проанализировать, и увидеть те детали и нюансы, которые помогут нам расти дальше. Для зрителя же неискушенного «Корсар» заслуженно стал самым настоящим праздником балета, оставившем лишь положительные впечатления. Для репертуара же нашего театра это – несомненный хит, балет, который не только будет канонической площадкой для проста и эволюции наших артистов, но однозначно выполнит именно ту задачу, которую изначально ставили его создатели более полутора веков назад, а именно – привлечет в театр новых зрителей! Спектакль «Корсар» - самый настоящий популяризатор балета среди народных масс, и я уверен, что нисколько не ошибусь, если предположу, что он будет делать еще и очень хорошую кассу. Его можно смотреть всей семьей, он одинаково будет интересен как взрослым, так и детям!
Я очень надеюсь, что этот спектакль будет играться на нашей сцене как можно чаще, потому что все, что я здесь критиковал… ну, кроме костюмов, наверное, но все остальное уж точно! – уйдет, нивелируется, исчезнет именно с тем, как больше опыта наши что артисты, что музыканты будут набираться в этом спектакле. При этом, вместе с труппой будет расти и зритель, тот самый, которого за последние годы наш театр наконец-то собрал, привил привычку ходить на спектакли не только премьерные, и создал настоящее сообщество завсегдатаев-театралов. Относится к их числу, как мы знаем, один из маркеров культурного человека. Так что, прощаясь с вами, я, как всегда – говорю, до встречи в театре, куда мы все с вами обязательно придем. Ведь мы же с вами, напомню – культурные люди!