«proБалет#11»: «Орфей и Эвридика» - опера и балет в одном флаконе

Приветствую почтенных слушателей, а нынче уже и зрителей моего подкаста «проБалет», новый выпуск которого мы с вами посвятим интереснейшему произведению на академической театральной сцене, любезные мои дамы и господа. Спектакль, о котором мы будем сегодня говорить – это жемчужина мировой классики, некогда совершившая революцию в оперном искусстве, а именно – опера без всякого преувеличения великого композитора и новатора своего времени Кристофа Виллибальда Глюка «Орфей и Эвридика», которая в своей современной трактовке уже традиционно (забавно да? Современно – и традиционно), так вот именно так, современно и традиционно ставится как опера и балет в одном флаконе… пардон – спектакле.
Для начала немножко очень важной и нужной информации о самом композиторе. Потому что это тот самый случай, когда именно он, человек широчайших и разнообразных в музыке и театре вообще талантов, является автором той революции в оперном театре, без которой современное искусство было бы совсем другим. А именно – гораздо примитивнее и менее осмысленное. Ведь что из себя представляла опера до Глюка? Шоу, государи мои любезные и дамы иже с ними, самое настоящее шоу, в котором сюжет стоял где-то на последнем месте, а на первом: сложные выкрутасы с пением, так сказать, с приподвыпертом, эдакий вокальный аттракцион и цирк! По сути, это был цирк с эдакими фриками поневоле, да-да! Знаете, каким варварским способом тогда добивались, например, «ангельского голоса» от исполнителей мужских партий? Ну да, кастрируя певчих в церковных хорах, еще мальчиками, чтобы голос не ломался! Сейчас мы это делаем с нашими котами, чтобы они не метили нам в тапочки, а тогда это делали с живыми людьми, представляете?! Ужас! И ради чего, спрашивается? Так они добивались, чтобы у певца был голос контральто, такой, знаете, вне пола, не мужской и не женский, а именно что ангельский, как предполагалось церковью. Ну, ангелы же, они типа бесполые!
Одним словом, довольно жестоким был этот цирк, хотя и по-своему прекрасным, потому как опера пользовалась бешеной популярностью как среди власть имущих, так и среди простого народа. Каждый спектакль был своего рода шоу – ярким, необычным, с экзотическими костюмами… Примерно то, что сегодня делает Цирк Дюссалей, наверное, только вот гвоздем программы была даже не сама музыка, как стоило бы надеяться, а именно что вокальное трюкачество. Именно оттуда пошла традиция кричать итальянское «браво!» - «смело!». Заметьте, не «белиссимо» - «прекрасно», и не «бене!» - «хорошо», а именно что «браво, брависсимо!». А почему? А потому что трюки должны были удивлять, а значит – проводиться на грани риска. Музыка, сюжет – все это было второстепенным, главное было публику поражать, шокировать, но мы же понимаем, что удивление и даже шок – наркотик хоть и сильнодействующий, но вызывающий скорое привыкание, а главное – требующий все большей дозы. И потому жизнь оперных спектаклей была весьма короткой, иные постановки шли на сцене всего лишь три – пять раз, и заменялись новыми, чтобы не терять интереса избалованной публики.
Кристоф Виллебальд Глюк, конечно же, прежде чем совершить свою революцию в опере, поначалу все-таки научился всему тому, что придумали до него. Это, заметьте, главное правило новаторов, ну, во всяком случае, новаторов успешных – хотите придумать что-то стоящее и дельное новое, сначала хорошо научитесь старому. Иначе рискуете заново изобрести велосипед! Глюк велосипедов не изобретал – сначала он, как и все композиторы его времени, а век был, на минуточку, аж далекий восемнадцатый, так вот он, как и все тогда, писал оперы в минере «опера-сериа», это такой жанр, когда за основу для того самого шоу берется какой-нибудь историко-героический или же мифический сюжет, но так, крупными штрихами, мазками, так сказать. Главное, повторяю, вокальное шоу, голосовые трюки от исполнителей. Сама музыка могла быть и не особо запоминающейся, а порой даже вообще звучать в отрыве от того, какой там сюжет. Тексты поэтические зачастую вообще читались речитативом – привет рэпперам нынешним от их предшественников восемнадцатого века!
Так вот, написав свою оперу «Орфей и Эвридика», Глюк эту традицию сломал! Он уже был довольно известным музыкантом и создателем опер… но, как мы понимаем, от многих его ранних произведений вообще ничего не сохранилось… потому что не для того они писались, вообще-то. А вот «Орфея» он написал так, чтобы зритель на него ходил не раз, и не два. И получилось, а почему? Да потому что он взял, и поставил во главу угла Ее Величество Историю, сюжет, драматургию, и все теперь подчинил ей. Теперь главной задачей музыки стало рассказывать историю, а не служить звуковым сопровождением к ней.
А еще Глюк отказался от вокальных трюкачеств, серьезно упростив манеру пения, чтобы произведение не зависело от уникальных голосовых особенностей отдельно взятых исполнителей. Как показала история, он таки был прав! И да, еще он настоял на том, чтобы поэзия стала неотъемлемой частью музыки, и помогал ему в этом замечательный либретист того времени, придворный драматург неаполитанских правителей, поэт Раньери Де Кальцабиджи, тоже кстати, интереснейший персонаж: человек близко дружил с самим Джакомо Казановой, а вместе с Глюком рука об руку реформировал саму систему европейского театра. Вобщем, революцию Глюк совершал не один, да и не бывает так, чтобы революции совершались в одиночку.
Кстати, о революциях – я их вообще-то не люблю, вернее, одну конкретную не люблю от слова совсем, но на самом деле все они, эти политические революции, одинаково отвратительны, если приглядеться. И только к революциям в науке и искусстве я отношусь положительно, и не только я, но даже правители, короли и королевы – например, сама Австрийская императрица Мария Тереза нашему Глюку всячески покровительствовала и материально помогала, а ее царственная дочь, королева Мария Антуанетта была от Глюка в восторге и платила ему самые высокие по тем временам гонорары за его революционные произведения. Да-да, это ТА САМАЯ Мария Антуанетта, революционера от музыки, значит, спонсировала, но сама таки стала жертвой другой, уже французской революции, которая отрубила ей голову на гильотине! Жаль, красивейшая, говорят, была женщина!
Итак, Глюк сделал так, чтобы его опера могла исполняться везде, и как показала история, пережила и империи, и королевства, и звучит со сцен до сих пор. Нет, первая постановка, конечно, была исполнена не без влияния старой традиции – первым испонителем партии Орфея был легендарный кастрат-альт Гаэтано Гуданьи, которого потом ради его исполнения Орфея приглашали аж в Лондон, музыкальную партию тогда редактировал ни кто иной как Кристиан Себастьян Бах, ну, сын ТОГО САМОГО Баха, который Иоганн Себастьян, а дирижировал ему сам Гайдн!
Но Глюка это дело не особо устраивало, поэтому он переделал партию Орфея так, чтобы ее мог исполнить обычный мужчина, так сказать, со всем полагающимся ему мужским комплектом, тенор Джузеппе Милико. А уже потом, спустя почти век, великий Берлиоз отредактировал эту партию для самой Полины Виардо, ага, той самой, которая была любимой женщиной монархов, но в истории осталась как прообраз Консуэлло, главной героини самого женского романа девятнадцатого века, и конечно же, как любимая женщина и муза самого Тургенева. Сплошные звезды, куда ни погляди!
Собственно, и на нашей, бакинской сцене этот спектакль был поставлен не без звездного участия. Начнем с того, что партию Орфея исполняет Ильхам Назаров. Обладатель уникального голоса, что называется, «без границ», единственный контртенор в Азербайджане, в свое время нашумевший во многих медийных проектах за пределами Азербайджана, на самом деле он идеально подходит именно что под концепцию самого Глюка, впервые презентовавшего свою оперу с контральтом Гаэтано Гуданьи, но создававшего свою оперу в том числе и под тенор. Судари и сударыни мои, прекрасен не только голос Ильхама Назарова – он сам словно создан для этой партии! Начнем с того, кто такой Орфей? Орфей, дамы и господа, певец, чей голос очаровывал даже богов Олимпа. А боги Олимпа, как мы помним, были те еще эстеты! Для них существовал аж целый культ внешности! То бишь, будем откровенны, Орфей с оперным животиком вызвал бы скорее недоумение у капризных олимпийцев, нежели сочувствие и симпатию. Ну, далеки были боги от политкорректного боди-позитива современности, чего уж греха таить! И потому Ильхам Назаров воплощает собой не только вокальное, но и полное сценическое соответствие образу певца, которому покровительствуют взыскательные боги. Одним словом, красивый мужчина, каким на самом деле и должен быть Орфей.
А Эвридика? Тут надо сказать, что бывший директор нашего театра оперы и балета Акиф Туранович Меликов, который, собственно, и был инициатором того, чтобы этот балет поставили на нашей сцене - большой эстет, и ценитель женской красоты – и солисток выбирал всегда с учетом фактора сценического соответствия. И если премьеру оперы «Орфей и Эвридика» мы видели с участием голубоглазой украинской красавицы – сопрано Анастасии Поважной, то в текущем сезоне партию Эвридики исполняла уже другая красавица оперной сцены, очаровательная солистка Алматинского Академического Театра Оперы и Балета имени Абая, знойная Зарина Алтынбаева. Дама весьма хороша собой, и становится очень даже понятно, почему именно за такой женщиной Орфей спускается даже в ад, как будто ему официального брака было мало!
Кстати, мне тут пришло в голову - неплохая получилась бы семейная терапия для некоторых мужем, спускаться в ад, чтобы было с чем сравнивать, и потом уже не жаловаться на семейную жизнь!
А теперь перейдем уже к балетной составляющей спектакля! Режиссером постановщиком спектакля на нашей сцене является замечательный профессионал своего дела, заслуженный деятель искусств Украины, Микола Третьяк. Правда, так уж случилось, что период самой ответственной работы над постановкой пришелся на начало вторжения российских войск в Украину, и режиссер, по вполне объяснимым причинам, пребывая в осажденном на то время Киеве, не мог непосредственно принимать участие в работе, но делал все, скажем так, на дистанции. В результате функции второго режиссера легли на хрупкие, но крепкие плечи Камиллы Гусейновой, художественного руководителя балетной труппы и ведущего балетмейстера нашего театра. Она, конечно, со своей задачей справилась блестяще, выстроив что хореографию балетной составляющей спектакля, что общую композицию взаимодействия с оперными солистами, очень, очень профессионально и при этом – несомненно талантливо!
Во-первых, классический «греческий хор» на сцене заменили балетом. Очень удачный с точки зрелищности спектакля ход, я считаю. Плакальщики и плакальщицы в первой картине, адские фурии и райские обитатели в последующих картинах – все получилось очень эстетично, а главное – иллюстрировало драматургию в самой полной мере. Чего собственно и хотел Глюк, проводя свою революцию в театре – Ее Величество История, сюжет, рассказываемый зрителям, стал главной задачей спектакля, драматургия победила, но зрелищность при этом ничуть не проиграла! Вива, балет, вива, хореограф и танцоры! Вы прекрасно справились со своей задачей!
Во-вторых – солисты, так сказать, балетные аватары Орфея и Эвридики, Сеймур Гадиев и Лиана Прага. Слушатели моего подкаста помнят, как я критиковал Сеймура за его Конрада в «Корсаре», а Прагу – за Нуриду в амировской «Тысяче». Так вот, это была полная и безоговорочная реабилитация обоих танцоров!
Начнем с Сеймура Гадиева. Если ранее я был недоволен именно что технической составляющей этого артиста, то в партии Орфея он превзошел себя! Практически вся палитра классических балетных па, которым хореограф Камилла Гусейнова загрузила его партию, были выполнены отменно, и assemblé в прыжках, и глиссады с этим чудесным, на долю секунды словно зависанием в воздухе, будто артист ломает законы гравитации – все это Сеймур показал в лучшем виде, а ведь приходилось ему это делать еще и с черным плащом на плечах. Впрочем, и с костюмом он поработал весьма виртуозно, превратив его в еще один из элементов своего танцевального триумфа в этот вечер.
Ну, а что касается Праги… Нет, честное слово, зная, что олимпийские боги те еще ревнивцы, и я ничуть не удивлюсь, если сама богиня красоты Афродита спустилась бы с Олимпа и в приступе ревности отправила Эвридику обратно в ад, если бы та была так же прекрасна, как наша Лиана Прага в этой партии! Однако балетная Эвридика в исполнении Праги была не просто прекрасна, она была в высшей степени классична! Боги, какая стопа, какие Port de bras – каждый ее шаг по сцене, каждое движение руки было по-ангельски воздушным, неземным, таким, за что, собственно, и любят и восхищаются балетом за все столетия его существования! Образ? Эвридика в исполнении Праги была словно посланием всем мужчинам – вот из-за чего стоит спускаться в ад, несмотря на весь быт и тоску семейной жизни, ради той кристальной, чистой женственности, в которую вы когда-то влюблялись, и которую воплощает в своем танце Эвридики наша Лиана Прага!
А какой у них с Сеймуром Гадиевым получился бесподобный дуэт-адажио в финале! Блестяще, нежно, чисто, словно первая и вечная влюбленность, да так, что зал притих, замолк, и смотрел всю эту сцену буквально затаив дыхание! А когда картина завершилась – в прямом смысле слова взорвался аплодисментами и криками «браво»!
Впрочем, будем честны до конца – на самом деле это был успех не только танцоров, но и дирижера с оркестром. Дирижировал же не кто иной, как главный дирижер нашего театра Эйюб Гулиев. Как правило, я в своих подкастах этого дирижера поначалу критиковал, а в последних выпусках решил и вовсе не говорить о нем, посчитав, что раз не воспринимает человек критику, то не будет ее и вовсе. Прав был Гегель в своем диалектическом материализме с тезисом о том, что количество со временем неизбежно переходит в качество. А может быть, дело в гениальной музыке Глюка, и именно с ней этот музыкант больше любит музыку в себе, нежели себя в музыке, я не возьмусь гадать. Скажу лишь, что весь музыкальный материал он сыграл так, что заслужил полновесное зрительское «браво»! Во-первых, впервые на моей памяти он был не формалистом за пультом, но буквально жил этой музыкой, пропуская ее через себя, и будто рассказывая эту историю как-то по-особенному, по-своему, порой даже выходя на риск дирижерской интерпретации. Он работал с оркестром, хором, вокалистами и балетом в едином симбиозе, он на самом деле вел спектакль, от первой ноты увертюры и до самого финала, подчинив идее самого Кристофа Виллебальда Глюка все действо, будто перенеся эту идею из века восемнадцатого в век двадцать первый, из Италии и Франции – в Баку, на сцену нашего театра. Именно такая работа дирижера и определяет настоящего художника за дирижерским пультом, когда сама музыка становится превыше нас самих с нашими человеческими недостатками, и возвышая нас до уровня богов Олимпа.
Что-же, скажете вы, дорогие мои судари и сударыни, неужели опять – сладкий сироп, непохоже на вас, неужто вовсе без критики? Нет, конечно, нет в мире идеала, и с этой печалью нам с вами жить, и без критики нам с вами никак невозможно, так что упомянем и о том, что же мне, грешному, в этом спектакле не понравилось.
Во-первых, Амур! Да-да, не просто так я этого персонажа оставил на самый конец. В нашей постановке Амура исполняет замечательная наша сопрано Инара Бабаева, очаровательная женщина, чье исполнение партии Мюзетты в опере «Богема» просто обворожительно! Однако Амур у нее получился… мягко выражаясь, он у нее попросту не соответсвовал тому классу, который демонстрировали все прочие участники спектакля. И дело не в вокальной составляющей (хотя и тут не прозвучало ничего такого, за что стоило бы кричать из зала «браво»). Главной проблемой нашего Амура была крайне слабая театральность! Хотя, казалось бы, актриса-то замечательная, играющая актриса, к тому же с крепкой хореографической базой, да и в роли той же приснопамятной Мюзетты играла так, что многим драматическим актерам до нее расти и расти, а тут поди-ж ты, такое ощущение беспомощности на сцене, которое неизбежно приводит порой к полной ломке мизансцен! А ведь есть у Инары Бабаевой и режиссерское, на минуточку, образование, а значит, и должно быть понимание того, насколько важно «держать мизу», не ломать предписанную геометрию движения персонажа. А работа с реквизитом? Лук со стрелой, и эти совершенно неуместные «актерские находки» с той же стрелой в отношении Орфея смотрелись, мягко говоря, несколько вульгарно! Если не ошибаюсь, кажется покойный Марк Анатольевич Захаров как-то сказал, что главная задача режиссера – не позволить актерам развалить его спектакль. Возможно, именно собственные режиссерские амбиции и помешали Инаре Бабаевой, хорошей актрисе, оставаться в рамках поставленной режиссером задачи. А амбиции – это та песня, которой на горло-то лучше иногда надавить, помня, что творческий успех художника приходит только тогда, когда мы любим искусство в себе, а не себя в искусстве! Все прочее – «пиар» и суета, и томленье духа, от лукавого оно, и только мешает.
А еще не понравилось решение нашего театра играть этот спектакль одним актом. Кристоф Виллебальд Глюк не просто так замыслил оперу в трех актах! Разделение действия – это тот самый необходимый «вдох», возможность наилучшим образом воспринять музыкальную и зрительную информацию, а почти полтора часа сидения в зале – не самый гарантированный ход для обеспечения комфортного просмотра спектакля зрителем. И я не понимаю аргумента, что мол, во время антракта часть зрителей может покинуть театр. И что теперь, его насильно в зале запирать? Антракт – это еще и испытание спектакля на уровень качества! С хорошего спектакля зрительская масса не уйдет, а ежели кто и уходит, так это их право. Если после антракта зрительский зал пустеет – значит спектакль не удался, и не стоит насильно зрителя в заложники брать! Не комильфо это! Тем паче уверен, что уж этому-то спектаклю такое и не грозит ни в коем случае!
Во всем же остальном оперу-балет «Орфей и Эвридика» в постановке Азербайджанского Государственного Театра Оперы и Балета можно считать истинной жемчужиной нашего театрального репертуара последних двух сезонов! А значит, на этот спектакль надо непременно идти!
Да, конечно, следует понимать, что «Орфей и Эвридика» - это совсем не попса! Он – для настоящих эстетов, гурманов что оперного, что балетного искусств, праздник звукового и визуального вкуса для истинных ценителей прекрасного! Но за последние несколько сезонов наш театр уже набрал постоянного зрителя, уже вполне воспитал за это время вкус, показывая постановки в самых разных жанрах, так что зритель у этого спектакля в нашей стране есть, и его немало! И если вы, дорогой читатель, зритель и слушатель, еще не были на этой постановке, настоятельно рекомендую – уверяю, получите огромное удовольствие. Потому что уверен, дамы и господа – вы все, несомненно – культурные люди, а ходить в театр – это непременный маркер культурного человека!
Так что – до встречи в следующем выпуске подкаста «проБалет», и конечно же – до встречи в театре! Адрес, уверен, вы помните!