"ЯЙЦО I" – ПЕВЦОВ И ЕГО «НЕОЖИДАННОСТЬ»
Он и в самом деле – один из самых лучших актеров «нового российского кино». Его роль в фильме «Крыжовник» - знаковая хотя бы тем, что четко разделила и своим содержанием, и манерой игры, и актерским мастерством школу советскую с только формирующейся школой российской, и уже позволяет включить Дмитрия Певцова в учебники по актерскому мастерству. Однако…
Каждое «однако» – как ложка дегтя в бочку юбилейных радостей, славословий и чествований. Можно ли без этой ложки? Конечно! Можно вообще есть только сладкое, знаете ли, отказавшись от перца, и прочих пряностей… Только вот вредно сие для организмов, а уж для творческого роста – и вовсе губительно. Певцов заслуживает критики… но – конструктивной, потому как – творец! И потому – «особое мнение» к его концерту «Неожиданно 50!» будет все же критическим. Хотя бы потому, что всегда жалко видеть, как хороший материал расходуется таким вот «не хозяйственным» образом.
Певцов – не певец, и это как бы понятно. Он хороший актер, более того – артист в большом понимании этого определения. Поэтому попытка исполнения тех музыкальных произведений, что составляли его программу на памятном концерте в честь полувекового юбилея не преподнесла, к сожалению, никаких «приятных неожиданностей». То, что отличает художника – от копировальщика: авторская интерпретация, внесение своей стилистики в исполнение даже классических произведений – все это если и предполагалось, к сожалению, не получилось на этом концерте. Нет-нет, дорогие поклонники таланта Певцова – «лажи» не было. Наоборот, все было очень даже ровненько… гладенько… ожидаемо, а не – неожиданно!
Вот перечитываю написанное, и сам понимаю, что все это выглядит эдакой жалобой человека, который очень хотел чего-то… потому что, видимо, на многое рассчитывал. А ведь и правда – для меня Певцов был и остается неким эквивалентом Синатры на российской сцене – уж очень схожи в чем то и манеры, и даже непередаваемый словами сценический имидж этого актера, в котором так много напоминает лучшие образчики бродвейской школы… Таким был Миронов, таким обещал (да – подвел!) быть Меньшиков… А у Певцова как то все складывалось… близко… почти…
Так почему не получилось? Вот тут и перейдем к конструктивизЪму, то бишь не огульное: «Не получилось то, не знаю что, пусть идет туда, знамо – куда…», но анализ получившегося… вернее – не получившегося «выстрела» Певцова-артиста эстрады.
Причина первая – поверхностная. Театр! Причем – театр с уже почти академическим стилем, ибо все то новаторство, чем был славен Ленком, ныне с успехом можно поместить в музей имени того самого новаторства. Эксперим енты Станиславского тоже когда то были экспериментами… Лет сто назад… Сейчас это – классика! Певцов – плоть от плоти этого академизма, иначе не ему бы доверили роль в одном из главных «экспонатов музея театрального новаторства» - спектакле «Юнона и Авось». Его индивидуальный талант – вот что пробивается, подобно упрямому цветку, через бетон традиционализма, и делает его большим актером. На театральной сцене… а вот на эстраде этот индивидуальный почерк, видимо, слишком юн, не крепок, не поддержан школой… Чем то это напоминает попытки Андрея Миронова в большой театральной режиссуре, когда уверенный в себе актер терялся, и шел на поводу у каждого, потому что был в себе довольно не уверен именно как режиссер. Аналогия может кому-то показаться сомнительной… что-ж – это МОЕ особое мнение. Но, еще раз отмечу то, что написал в начале этого абзаца – причина эта ПОВЕРХНОСТНАЯ! Возможно, стоит анализ провести на более глубоком уровне. Чем и займемся далее.
Популизм бывает разный. В политике он оборачивается в шкуры обещаний, в искусстве – в хламиду «классицизма». Заметьте, что вторая причина как бы естественно проистекает из первой – все тот же академизм, но теперь он уже не причина, а следствие желания быть понятым и принятым, потому что… ну как же, разве можно критиковать исполнение песни Высоцкого – Певцовым? Тут тебе крамола в квадрате! Автоцензура современной российской интеллигенции сие не допустит даже на уровне мысли. И вот та самая музыкальная редакция концертной программы, которая даже началась с исполнения классических произведений «на разогреве», была выстроена именно по принципу «критике не подлежит» - исключительно то, что воспринимается (потому что – в большинстве своем действительно является, а некоторых случаях – преподносится СМИ!) «священной классикой» современной российской культуры… Это и есть тот самый образчик популизма, что превращает искусство – в предмет истеблишмента от культуры. Потому и концерт получился – солидный, даже очень, но… без того индивидуального, что отличает настоящее творчество (требующее некоторой дисгармонии с «общепринятым мнением») от стандартного творческого вечера в формате «голубой огонек», так успешно возрожденного трендом стандартизации отечественного телевидения за последние десять лет. Вот вам и «второй слой» причины разочарования, той самой неприятной неожиданности от концерта Певцова, когда хотелось и ожидалось искусства, а получили – «классику»…
Итак, пора бы и закругляться с этим «особым мнением», которое по настроению своему ну никак не тянет на юбилейное поздравление. А ведь этот артист того, чтобы его поздравили. Значит, и поздравим, и даже пожелаем: быть тем, кем он был всегда – Артистом с большой буквы. Критика же эта, надеюсь, будет воспринята как еще одно пожелание: если уж с театра, да на эстраду – так пусть это будет так же ярко и индивидуально, как и в театре.
(официальный релиз этого репортажа на сайте http://www.artisttv.ru/
(небольшой фоторепортаж с концерта - фото Кати Южной)