о деньгах и сериалах
Почему наши сериалы хуже западных? Вопрос риторический, из разряда "что делать?" и "кто виноват?", и даже "есть ли жизнь на Марсе?", столь привычных для всей русской культуры... А уж то, что практически все пост-советское пространство в той или иной степени входит в русское культурное пространство, отрицать могут или махровые националисты, или негодяи, или недалекие люди... что, впрочем, во все времена можно считать синонимами. "Особое мнение" мое по поводу этого риторического вопроса возникло не случайно - во-первых, сам имею некоторое отношение к телевидению, во-вторых, недавно мой сын, с восторгом обсуждая со мной последний сезон "Игры престолов", при мне зашел на википедию и показал мне бюджет этого, на самом деле, великолепного по исполнению (с точки зрения ремесла) и содержанию (с точки зрения искуства) телевизионного проекта. И ответ на риторические вопросы таки возник! Причем - один. И имя ему: воровство! Банальное воровство, когда воруют не идеи, не творческие решения, не интеллектуальную сосбтвенность (что тоже не есть хорошо, но....). Воруют деньги! Те самые бюджеты, размеры которых, как известно, всегда и во всем имеют значение: от секса и до кино-теле-производства. Итак, риторические вопросы и ответы на них...
ЕСТЬ ЛИ ЖИЗНЬ НА МАРСЕ?
Сетования на то, что у нас, на пост-советском пространстве, нет специалистов, способных производить качественную кино-теле-продукцию, мягко выражаясь, не имеют под собой реального обоснования. Потому что школа у нас таки есть, и даже не только в одной России. Достаточно напомнить, что один из лучших и профессиональнейших режиссеров современного русского аудио-визуала - Тимур Бекмамбетов, вообще родом из Казахстана, а представляет ташкентскую школу кинематографии. Есть и Абай Карпыков, и Хотиненко, и Гинзбург (его сериал "Однажды в Одессе" можно считать одним из лучших телесериалов последнего времени) и даже некоторые представители "старой школы", например, Адабашьян, с успехом демонстрируют свою способность работать в современной эстетике "динамичного видеоряда" (это то самое пресловутое "клиповое мышление", термин, которым оперирует ныне всяк разбирающийся и не очень в аудиовизуале человек).
Есть великолепные операторы, осветители, декораторы, художники по костюмам, монтажеры... Талантливых профессионалов много, и к сожалению, имена девяноста девяти процентов из них никому вообще не известны. Так что, кадры у нас есть, потому что школа, слава Богу, еще не окончательно разрушена, как бы ни старались деятели от образования всех пост-советских государств последние двадцать лет. Видимо, спасает еще и тот уникальный мульти-национальный культурный микс, рождающий таланты, формирующий эстетику, построенную на синтезе многих этнических культур. В этом мы равны Америке, чье благополучие построено на таком синтезе. Словом, "жизнь на Марсе" есть, как и кадровый потенциал, способный создавать серьезные по качеству продукты, за которые было бы не стыдно перед зрителем. Только вот возможности работать этому самому кадровому потенциалу дают мало. А вот почему это происходит? Здесь наступает самое время ответить на второй риторический вопрос:
КТО ВИНОВАТ?
Конечно же - воры! Глупо и непрактично было бы требовать, чтобы бюджеты отечественных проектов равнялись западным: у нас и цены иные, и налогообложение отличается, так что, ежели с умом да логично рассуждать, то выясним, что миллион долларов, выделяемый на какой нибудь проект у нас, равен десяти миллионам - у них. Проблема в том, что из того миллиона, что официально декларируется в бюджете того или иного проекта, реально в производство запускается чуть ли не половина, если не меньше. Большая часть этих денег попросту разворовывается. Причем теми, кто, казалось бы, более всех должен быть заинтересован в качестве производимой кино-теле-продукции. А именно - продюсерами. И связано это в первую очередь тем, что продюсер на современной рынке аудиовизуальной продукции зарабатывает не с продажи этой самой продукции... потому что и рынка, как такового, не существует! Заработать он может реально лишь на этапе производства, чем и занимается, активно разворовывая бюджет картины ли, сериала, и даже банального клипа или реклкамного ролика. Впрочем, низкие бюджеты последних двух позиций плюс определенный контроль со стороны заказчика все же несколько ограничивают продюсеров музыкльных и рекламных клипов, зато в кино и на телевидении... О, здесь реальные контрольные механизмы отсутствуют в принципе: слишком много статей расходов и субъективных факторов, связанных с таким расплывчатым понятием как "художественная необходимость", чтобы можно было жестко держаться параметров, устанавливаемых изначальной сметой, как основным документом, определяющим бюджет и работу по его "освоению". Здесь речь скорее о "присвоении" того самого бюджета, когда продюсеры "сливают" финансовый ресурс в каналы подставных ли поставщиков виртуального реквизита, декораций, кастинговых агентств, и прочия, прочия... Схем множество, у каждой продюсерской команды она своя, и общая коррумпированность наших пост-совковых государств только помогает эти схемы развивать.
А еще есть фактор монополизма. Следует признать, что сегодня самый крупный рынок кинопроизводства - российский - находится под контролем определенной, и вполне конкретной этнической монополии. Как и рынок проката. Ни в коей мере не хочу показаться националистом (ибо таковым не являюсь по своим космополитическим убеждениям), однако фактор этот не в последнюю очередь сказывается на вопросе качества российского аудио-визуала. "Арменфильм" в советские времена представлял собой серьезную школу кино, однако моно-этническая политика последних двух десятков лет привела к ослаблению этой школы, переход же на рынок российской кино-индустрии позволил восточным принципам клановости и трайбализма вылиться в трудоустройство в русское кино людей, к кино отношения и вовсе не имеющих, но у каждого жителя восточного человека, как известно, родственников хватает, и кормить их как-то надо... Ведь и везут-то из Армении не всегда профессионалов от кино, телевидения, театра, и даже искусства в целом. Скорее - наоборот. Вот и получается, что русская культура, сильная своим мульти-этническим синтезом, сегодня стала жертвой конкретной этнической группы, известной своей моно-этнической политикой. Вернее - русская кино-культура.
Однако, неверным было бы считать виноватыми только представителей этой этнической группы. Ведь кто-то позволил этому случится! И зачем-то это было надо! Скорее всего, "распил бабла", как общая экономическая концепция на Руси сегодня, предполагает, что и в кино должна быть одна сила, выступающая партнером в реализации этого концепта. Так что виноваты в этом чиновники, сформировавшие в России рынок, построенный на монополиях определенных партнеров по "распилу", потому что в условиях реально свободного рынка кино и теле-продукции такая монополия просто не смогла бы сформироваться - ведь рынок формирует качество продукции. В нынешних же условиях качество приоритетом уже не является. И остается только задуматься над ответом на следующий вопрос:
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Что нужно делать, чтобы перестали воровать? Предлагать решения тут дело на самом деле жутко неблагодарное, потому что сама система экономических взаимоотношений на всем пост-советском пространстве такова, что понадобится или серия "цветных революций", что утопично, или явление Бога всем чиновникам одновременно, с демонстрацией им демо-ролика в 3D об ожидающих воров мучениях в аду, что тоже может не сработать, учитывая, что чиновники наши Бога не особо и боятся.
Рабочим решением могло бы стать передача контроля качества производимой продукции в руки тех, кто в нашей коррумпированной системе не "завязан": например, не выпускать в эфир или прокат работы, не прошедшие критики зарубежных фестивалей, однако мнится мне, что наши и там смогут договорится. Хотя, определенный минимум качества соблюдать уже придется по-любому. Отечественные фестивали в рассчет принимать не приходится - как на них награждают и отмечают, мы с вами прекрасно осведомлены, и закрытие премии ТЕФФИ в этом году стало естественным результатом вырождения даже самых благих намерений в "междусобойчики", теряющие авторитет и уважение среди не только зрителей, которые, по мнению продюсеров, "все равно хавают", но даже среди самих участников этой закрытой кино-теле-тусовки.
Мы можем много говорить об этом, и даже считать эти разговоры бессмысленными, поскольку большинство из нас не верит в то, что ситуацию можно изменить. Кино и теле продукция продолжают страдать отсутствием качества, редкие исключения вроде тех же Бекмамбетова и Хотиненко единичными работами своими не прикрывают, но лишь усугубляют контраст между редкими проблесками профессионализма, пропадающими в тотальной серой массе бракованной продукции, выдываемой за ширпотреб. Да, и конечно найдутся те, кто будут говорить, что и на западе не все гладко, и что там тоже делают брак... Но, даже самый "голимый ширпотреб" их телевидения по многим параметрам качества своего выше наших лучших работ, и это, к сожалению, обидная правда. К тому же, согласитесь, оправдывать собственную вороватость тем, что сосед - бандит, мягко выражаясь, моветон, а если выражаться честно - отражение нашей с вами всеобщей ментальности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выход из сложившейся ситуации все еще есть. Он там, за дверью самокритики, когда лишь признание наших недостатков может повлечь за собой реальное изменение в себе, а значит - и вокруг нас, как следствие собственной эволюции. Если мы будем продолжать подписывать фиктивные накладные на костюмы и декорации, думать лишь о том, как бы пристроить к работе в киностудии очередного родственника из дальнего горного села, не научимся говорить "нет" спонсору, пытающемуся навязать на главную роль свою бездарную любовницу, то... что ж, виллы и машины у продюсеров будут... какое то время - еще будут. Но вот истинного признания, наград международного уровня, и возможности сказать: "Я профессионал!" не будет, наверное, уже никогда. Научиться тонко лавировать между собственной жадностью и творческой амбициозностью - задача невероятно сложная, но сейчас это единственный путь для тех, кто создает кино и теле-истории, чтобы в условиях всеобщей коррумпированности и гнилой системы остаться художником и создателем чего-то, о чем можно будет говорить не чертыхаясь. Ведь даже вор мечтает о признании не только своих воровских талантов, так неужели у автора этих строк нет надежды, что когда нибудь и наши воры захотят чего-то большего, чем возможности сытно жрать и пьяно пить? Неужели однажды их дети не спросят у них: "Папа, а почему ты не делаешь кино как в Америке?"... И неужели им не захочется ответить им: "А вот этот сериал сделали мы!"... И услышать от самого дорогого в мире человека: "Классная работа!" - разве это счастье не стоит того, чтобы хотя бы на паре картин или сериалов не своровать на очередную машину или квартиру? А впрочем - время все расставит по своим местам. Надеюсь, еще при нашей жизни...
Аждар Улдуз, Москва-Атырау, июнь, 2013 год.