РУСТАМ ИБРАГИМБЕКОВ – КАНДИДАТ В ПРЕЗИДЕНТЫ, ИЛИ СТАРОЕ КИНО НА НОВЫЙ ЛАД?!
«О чем сегодня кино? Как, опять про море?»
(к/ф «Синьор Робинзон»)
Когда объявили о том, что известный сценарист, выдающийся деятель кино Рустам Ибрагимбеков стал единым кандидатом в президенты от оппозиции на предстоящих президентских выборах в Азербайджане, я впервые за последние восемь лет поверил, что изменения возможны. После парламентского фарса под названием «выборы» в 2005 году, я настолько разочаровался в политической воле нашего народа, что уже не верилось в какой-либо прогресс в стране, которая чуть ли не официально скоро будет переименована в Гейдаристан (во всяком случае, формулировку «Азербайджан имени Гейдара Алиева» я уже от кого то из наших политических деятелей слышал). Строительные проекты с отмыванием бюджетных денег, всевозможные евроконкурсы и прочие «имиджевые» акции показателем прогресса для страны, в которой экономика фактически монополизирована, считаться права не имеют.
В оппозицию же нашу веры не было и подавно – она себя дискредитировала как с точки зрения своего интеллектуального потенциала (это я про партии, которые, прикидываясь патриотическими и националистическими, по сути спекулировали на симпатиях люмпенов, да и тех со временем терять начали), так и многолетней демонстрацией политического эгоизма своих лидеров. И вот приятный такой сюрприз – признать, что представитель творческой интеллигенции (причем не самодельный какой, а самый настоящий!), к тому же – РУССКОЙ интеллигенции, может и должен управлять Азербайджаном. А ведь это давно было понятно - Азербайджан, как ни крути, исторически является неотъемлемой частью русского культурного и политического пространства, азербайджанская же культура последние двести лет играла свою, немалую роль в том великолепном синтезе, продуктом которого и является современная русская культура.
Про экономические факторы зависимости от России и говорить не стоит – не признать их значимость может только полный идиот, а таковых, надеюсь, среди читателей нет. Такая уж геополитика – Америка далеко, Россия – тутошки, по соседству, и быть полностью от нее изолированной не получится. И не надо в качестве альтернативы Турцию вспоминать – автор достаточно близко с этой страной знаком, чтобы со всей ответственность заявить – Турция не является самостоятельным игроком, и вся наша (и не только – наша!) история тому доказательство. Впрочем, современная Россия тоже далека от самостоятельности, однако если не рассматривать нефтяной сектор (что вообще-то желательно для страны, желающей быть успешной не только «здесь и сейчас», но в дальней исторической перспективе!), то именно Россия является сегодня основным рынком сбыта для азербайджанской продукции. Всякой-разной, такой немногочисленной, но все же имеющей возможность БЫТЬ – мы же надеемся когда ни-будь стать страной, которая торгует не только сырьем, правда?
Вернемся к фигуре Рустама Ибрагимбекова. Как человек, который в последние годы живет между Казахстаном и Россией, могу компетентно заявить, что это имя и эта фигура для представителей нашего этноса является имиджево более знаковой, нежели тот же Гейдар Алиев, памятники которому, поставленные что в Астрахани, что в самой Москве, вызывают у местных только раздражение, а вот отношение к Рустаму Ибрагимбекову – позитивное, и это правда, с которой сложно не считаться, когда общаешься с русским народом.
При всем этом Рустам Ибрагимбеков – явно носитель тех «западных» ценностей, которые так любят хаять подхалимы тиранов всех мастей, но наличию которых все завидуют, кто явно, кто не очень. Он сам – успешный предприниматель, понимающий, что невозможно экономическое процветание без демократии, либеральной экономики, и явно далек от русской «византийщины». Скорее, он близок к тем представителям русской культурной среды, что всегда находились в оппозиции к тоталитаризму и тирании. При этом – действительно талантливый и опять же успешный в своем творчестве человек. Чего большего можно желать в нынешних условиях, когда быть культурным человеком стало прерогативой «офисного планктона», люмпен живет идеалами «криминала в погонах», и все практически понимают, что эти самые нынешние условия ведут в тупик, и потому мечтают «свалить за бугор…»… да социальной смелости на такой шаг не у всех хватает. Словом, меня лично этот кандидат устраивает. Потому что выбирать третий раз ныне действующего президента: все равно, что признавать в стране монархию (чего я делать в принципе не намерен!), либо признаться в собственной глупости, в очередной раз наступая на те же грабли (ну, не справляется этот президент, ни с коррупцией, ни с решением проблемы с сепаратистами в Карабахе, ни с чем вообще не справляется, и даже явно не сам руководит страной, это же очевидно!).
Очень хочется верить, что "старое кино на новый лад" - отвратительный по своему цинизму сценарий того, как этого кандидата "сольют", протестующих разгонят, выборы фальсифицируют, и все останется по-прежнему, сценарий, описанный в не менее циничной и от этого страшной (он же как-то принимает это и даже согласен с этим жить!) статье азербайджанского журналиста Эйнуллы Фатуллаева, все таки не будет вновь разыгран. Выглядеть циничным достаточно просто, и даже порой выгодно - эдакий имидж "мудрости" и "всезнайства", только вот мир к лучшему меняли и продолжают менять не циники, а те, кто сохраняют в себе хоть крупицы идеализма. Не хочу старое кино "опять про море", потому что боюсь всерьез ощутить себя эдаким синьором Робинзоном на необитаемом острове, где только обезьянам и останется жаловаться на однообразие репертуара в этом политическом кинотеатре.
Так что я, русский писатель азербайджанского происхождения, гражданин Азербайджана, желающий и впредь таковым оставаться, надеюсь, что он станет президентом. Наивно? Нет, просто при другом раскладе придется признать, что это не моя страна. И не страна народа, который в ней живет. А страна одной семьи и их окружения. Этого как то не хочется. Потому что я родился не в Азербайджане имени Алиевых, а в стране, у которой были и пока еще есть все шансы называться просто, но очень гордо и величественно – АЗЕРБАЙДЖАН!
Аждар Улдуз, Гурьев (Казахстан), июль 2013 г.