«АНАДОЛУ-НА-МОЛОКАНКЕ» - колыбели поп-арт-культуры посвящается)))
«АНАДОЛУ-НА-МОЛОКАНКЕ» - колыбели поп-арт-культуры посвящается)))
Это место было своего рода культовым для Баку «конца двадцатого – начала двадцать первого веков»… Как звучит, а?! Словно некое историческое эссе пишешь, и даже ощущаешь себя уже чуть ли не эдаким старцем. И ведь правда – Тунзаля Агаева еще не была заслуженной артисткой и даже «звездой», Мурат Насыров был жив, и еще не считался «почти классиком российской эстрады», и про некоторых ныне покойных можно было смело сплетничать и обсуждать положительные и не очень качества, не одергивая себя традиционным «хорошо, или никак…»… Меценату и бизнесмену Фикрету Халилову удалось создать вокруг не то, чтобы имени ресторана, но вокруг самой своей личности некую артовую ауру. Не знаю, как сейчас, но тогда, в конце девяностых, этот вполне солидный и представительный человек мог сам принести совершенно незнакомому человеку чай, его можно было увидеть вытирающим столы… Наверное так создается тот самый мистический «бярякят», то самое благословение, которое своим светом озаряет заведение, и делает его не просто местом, куда люди приходят поесть, но уютным домом, и его постоянных посетителей – своего рода семьей.
В Париже, на Шанзелизе, есть старинный ресторан, в котором бывали всякие звезды и знаменитости, и стоит он там чуть ли не двести лет. Эдакая историческая ценность, в котором и писатели знаменитые бывали, и режиссеры, и актеры… Таблички с информацией об этом прибиты у входа в ресторан, официанты при всяком удобном случае напоминают об этом посетителям… Словом, настоящая культурная достопримечательность. «Анадолу»-на-Молоканке был для Баку чем-то подобным, ведь то, что в нем рождалось, сегодня – часть нашей культуры. Приведу примеры, известные только мне:
1) Встречи и интервью в конце девяностых с нынешними «звездами»…
2) Первое знакомство организаторов возрожденного конкурса молодых эстрадных исполнителей «Бакинская осень», первая поддержка, первый спонсор – все тот же «Анадолу»…
3) Обсуждения и споры, из которых родился впоследствии первый мугам-балет «Раст», поставленный на сцене Азербайджанского Государственного Театра Оперы и Балета на музыку великого Ниязи.
4) Рождение первого журнала о туризме (бесплатного, между прочим!) «Тур-Гид Азербайджан»…
А сколько сценариев, стихов, идей клипов, песен родилось за столиком у окна, где обычно собирались режиссеры, журналисты, певцы, музыканты!.. Сколько проектов выставок при поддержке того же Фикрета, идей шоу-мероприятий, гастролей звезд и прочих «воздушных замков» было придумано там, и ведь большинство из них таки были потом воплощены в жизнь!
Анадолу-на-Молоканке закрылся. Что-ж, все имеет в этом мире свое начало, и свой конец. Это в парижах культурные ценности умеют увидеть даже в ресторанах, мы же даже те, что остались со времен Заратустры, сохранить не можем, чего уж говорить о достопримечательностях нашей новейшей истории? Остается только сказать: «прощай» тому отрезку нашего прошлого, который воплотился пусть в таком маленьком, на чей-то взгляд совершенно незначительном, может быть, явлении (потому что это было все таки явление!) как ресторан «Анадолу»-на-Молоканке. Место, где мы были – как дома. Место, в котором рождалась наша поп-арт-культура, да и не только она. Поп-арт-культура, во всяком случае, из своей колыбели явно выросла. Правда, в какого подростка превратился этот некогда такой симпатичный ребенок, которого так тянуло гулять по свадьбам, а мы надеялись, что он станет-таки «цивильным», и пойдет хотя бы в клуб – уже тема для другой истории. Спасибо «Анадолу»-на Молоконке, который этого ребенка не только кормил, но и помогал воспитывать. И – прощай…
Аждар Улдуз, 2013 год.