НЕПРИЯТНАЯ ПРАВДА
НЕПРИЯТНАЯ ПРАВДА, или
ЗАЧЕМ МОСКВЕ АЗЕРБАЙДЖАНЕЦ?
А вы, читатель, можете ответить на этот вопрос? Нет, не основываясь на набивших оскомину аргументах, за которыми НИЧЕГО не стоит (кроме большого желания быть нужными… ну, хоть где ни будь!), а вот так прямо и логично ответить можете: зачем столице Российской Федерации нужны азербайджанские гастарбайтеры?
Как человек, который жил в Москве, причем – в отрыве (и вполне сознательном) от азербайджанской диаспоры, с полным основанием утверждаю, что именно азербайджанские гастарбайтеры этому городу не нужны ВООБЩЕ. Нет, Москве нужны рабочие ресурсы: строители, уборщики, а подмосковным хозяйствам – фермеры, крестьяне… Я уже не говорю о том, что вне национального определения науке, культуре, и образованию России, как и любым культурам, наукам и образовательным системам, не желающим впасть в состояние застоя, нужны новые люди, носители РАЗНЫХ культур, поэтому пусть мои слова не принимают на свой счет артисты, художники, музыканты… В области культуры и науки понятие гастарбайтер вообще не применимо, иначе не будет культуры вообще, а наука превратиться в лучшем случае в схоластику, в худшем – в статью «распила» бюджетных денег. В данной статье речь идет о нужде микро-экономической, приземленно-практической, когда представитель той или иной страны едет в другую страну, потому что его ФИЗИЧЕСКИЙ труд там востребован. Так вот в Москве (не в политике Российской Федерации, а именно в самом городе, в котором живут обычные люди со своими обычными человеческими потребностями) востребованы от Азербайджана: наша сельскохозяйственная продукция, и… и… как-то – все! Ничего больше! На самом деле в этом городе не нужны таксисты и продавцы – они у них свои есть, причем ничуть не хуже.
Пора признаться в том, что азербайджанец в Москву в основной массе своей едет в качестве эдакого довеска к сельхоз продукту, своего рода торговым бонусом, поскольку он этот продукт как-то вырастил, или купил, и вот – везет продавать. А дальше? Он что, домой возвращается за очередной партией продукта? Как правило – нет, не возвращается. Большая часть налаживает систему поставок, которая сводится своим производственным концом – к родичам на селе, а административно-торговым: к нему, уже узнавшему рынок, и закрепившемуся там. И, как и всякий нормальный купец, блюдущий свою выгоду, он стремится максимально монополизировать свою рыночную позицию, сделать все, чтобы покупать дешевле, а продавать – дороже… Это – нормально, это – бизнес. Только заниматься этим могут ведь и корейцы, и узбеки, да кто угодно! Нам повезло – с географией, с налаженными со времен СССР связями и уже «застолбленными» позициями на рынках, складах, овощебазах… Мы оказались на этом рынке раньше. И очень долго держались за него. Молодцы!
О том, что это было наше стратегическое преимущество, которое, при грамотном вмешательстве и поддержке государства (имеется ввиду – Азербайджан, а не Россия) могло бы стать инструментом политического влияния, говорить уже нет смысла – продули. Профукали. Мы – рынки, Москва – войну. Москва проиграла войну не только Чечне, но всему Северному Кавказу, и вот уже который год исправно платит дань победителю из федерального бюджета. Победителю же всегда мало, и он забирает себе все, что может. Пришла очередь овощного рынка – забирает, и в методах не стесняется. Понимать ведь надо, что это не москвичи делают, а те, кому сейчас на самом деле Москва принадлежит экономически и политически. Москвичи же… они не будут вмешиваться и защищать «старого партнера»… наверное потому, что мы их чем-то не устроили. Время покажет, окажется ли новый партнер лучше. Но кроме привычки к тому, что именно азербайджанцы занимались торговлей сельхозпродукцией в Москве, нам апеллировать не к чему.
Строят в Москве – НЕ азербайджанцы. Строят узбеки и таджики, молдаване, белорусы и украинцы даже – и те строят. Азербайджанцы строить не научились… наверное. Улицы убирать – тоже не по нашей части. В области медиа расклад такой, что лучше вообще тупо помолчать… посмотрите ТНТ, загляните на сайты российских СМИ и кинокомпаний… сами все поймете. В ресторанной сфере Москвы… ну, так это настолько маргинальный рынок, что от него в масштабном плане ничего и не зависит. Что осталось? Нефть в Москве не качают, так что специалисты из нефтянки наши там тоже как-то… не очень… Так зачем мы нужны Москве? А НИЗАЧЕМ. Просто наше время там прошло. Азербайджанцев выжимают из старого, привычного рынка новые хозяева, как пасту из старого тюбика, и если оставить в сторону эмоции (потому что ведь обидно!), то окажется, что все это как-то исторически оправдано, можно даже найти кучу аналогий из истории, только легче не станет. Ни тем, кто вынужден будет сейчас в массовом порядке бросать насиженное, привычное, и либо возвращаться на историческую Родину, ни остающимся, и вынужденным адаптироваться к новым условиям, что всегда – болезненно. К тому же на волне общей анти-азербайджанской истерии, очень грамотно с точки зрения «черного PR» разожженной новыми хозяевами рынков Москвы, уже появились, и наверняка еще будут жертвы азербайджанского происхождения. Очень хочется азербайджанцам тут задать традиционно русские вопросы – кто виноват? И – что делать?
Виноваты мы сами. Этот рынок был наш, и он приносил доход. Не Москве, не России, но стране в целом, это ведь правда. В смысле – Азербайджану. И стране, которая, на минуточку – государство! – стоило эту статью дохода охранять. Не стали. Вот вам и ответ на первый вопрос. А на второй вопрос тоже есть ответ – возвращаться, если не получится адаптироваться, и постараться свою собственную страну сделать такой, чтобы она защищала свои статьи дохода. Который был еще и вашим доходом, а теперь у вас его нет. Потому что так уж сложилось – больше Москве азербайджанец не нужен.
Аждар Улдуз, ноябрь, 2013