ИМПРЕССИЯ «ЧЕРЕЗ КАСПИЙ» Или ощущения «почти эмигранта» к сведению президента и ответственных лиц
Я раньше очень зло шутил… Ну, добрые шутки, когда ты по профессии – журналист, а псевдоним у тебя «Джокер», как-то по определению не полагаются, но эта шутка была какой-то особенно злой. Чтобы понять это, нужно было, чтобы судьба и неуемный поиск новых мест и ощущений погнали прочь от родных пенатов… и помогли обрести новый дом.
Шутка касалась эммиграции из Азербайджана и звучала так: «Уехать из этой страны, чтобы потом регулярно возвращаться к оставшимся родным и близким, рассказывая им, как скучаешь по Баку, и какие там люди нехорошие, а тут – ну просто золото… а в глазах при этом чтобы читалось, как уехавшему охренительно ТАМ, а оставшимся – ХРЕНОВО тут!».
Так вот, эта шутка в моем случае не выстрелила. Нет, не потому что в моем случае все произошло наоборот. Мне очень даже хорошо, но и тем, кто остался, как мне кажется, вовсе не «хреново». Потому что в этот приезд я постарался на все взглянуть глазами «просто туриста». Не человека, знающего, что лежит под глазурью дорогого фасада, но посетителя города, в котором родился и вырос, и о котором последние восемь лет слышишь столько восторженного!
Итак, начнем! Возможно, эти заметки покажутся кому-то слишком «не критичными», а кому-то наоборот, содержащими «скрытую издевку»… Что-ж, каждый волен воспринимать этот текст в силу своих комплексов или отсутствия таковых, я же собираюсь лишь поделиться своим «особым мнением», на которое у меня есть право. Так что – вперед!
«БАКУ БОЛЬШЕ НЕТ»!? или «В ОДНУ РЕКУ – ДВА РАЗА НЕ ВХОДЯТ»
Одна из самых распространенных фраз, которую я слышал от своих знакомых – старых бакинцев в контексте разговоров о том, как изменился мой город: «Баку больше нет!»… Эмм… упс! Я вспомнил, как в восьмидесятые, когда я был совсем еще «отрок зеленый», в нашей семье «старых бакинцев» эта фраза звучала от представителей старшего поколения… От тех, кто был старше моих родителей, слышать сначала ужасные истории о советских репрессиях и сложностях существования в условиях спекулятивной экономики потребительства, а затем – искреннюю ностальгию по этим же временам… уже тогда я учился не верить тем, кто старше меня. И вообще не верить всяческой ностальгии. Меня вполне устраивал мой Баку – город меня, четырнадцатилетнего, радующегося КВНу… Город с шахматными турнирам в садике Физули, с очередями за билетами на «Однажды в Америке», роскошными книжными «развалами» в парке у метро «Гянджлик»… Но я уже тогда понимал, как отвратительны эти очереди по талонам за супнаборами и маслом, и я не понимал, кто впустил в мой город беженцев, которые вели себя не как беженцы, но самые настоящие завоеватели, и их почему то не было жалко, потому что жалкими они никак не выглядели… агрессивными, озлобленными… тайком на кухнях говорилось о том, что вот этих бы отправить в Карабах – глядишь, вернули бы… Но «эти» в Карабах не хотели, им понравилось в Баку, и я тем более не понимал, почему мне должно быть дело до возвращения Карабаха, если до этого нет дела тем, чьи дома остались там, чьи предки там похоронены… Наверное, все это звучит жутко не патриотично, но уж простите, для меня слово «патриот» последние лет пятнадцать скорее ругательство… ну, примерно, как для некоторых из вас – слово «демократия»… Тем более, что объяснить причину такого «непатриотизма» со стороны беженцев (ну, они же не идут отбивать свою землю, чего вы от меня тогда хотите?), так, чтобы еще и их оправдать, навряд ли у кого получится.
Так что, уж извиняйте, мой Баку тогда и кончился. Как он кончался все время своего существования – в одном виде, и продолжал жить, но уже в другом. Потому что требовать от Баку, чтобы он оставался прежним – это эгоизм. Это все равно, что требовать от собственных детей, чтобы они не взрослели. Понятно – дети взрослеют, а этому сопутствует такая страшная вещь, как собственное старение! Это же ужасно – мы не хотим стареть, мы хотим, чтобы потенция была, как в семнадцать, печень – в четырнадцать, а значит и городу желательно застрять где-то там, в НАШЕЙ юности? Но в одну реку два раза не входят, и каждый, кто уезжает из Баку, должен понимать, что в тот же самый город он уже никогда не вернется.
Так что Баку – он есть. Просто он стал другим. И вполне себе имеет право на существование таким, каким он стал. Живут же там люди, и им это даже нравится, а кто мы такие, чтобы ругать их город? Тем более, что с точки зрения приезжего, многое в городе радует глаз.
Бульвар – больше не покоцанный, обшарпанный, с проваливающимися кусками асфальта, изпод которого бьют отливающие перламутром нефтяной пленки волны Каспия, пахнущего… ну, не очень хороший у него был тогда запах! Он стал красив, он выглядит достойно, и это вызывает чувство искренней гордости. Да, это не бульвар моей юности. Этот бульвар гораздо красивее… ну, как минимум – чище, а это уже дорогого стоит! Причем, как поговаривают, ОЧЕНЬ дорогого, даже в самой твердой мировой валюте!
Многие старинные здания выглядят очень красиво, похожи на отреставрированные (говорю – похожи, потому что не могу компетентно сказать, насколько их нынешний вид соответствует архитектурному оригиналу). В подземных переходах больше не грязно, они чистые и красивые, а то, как в них устроены электролифты для инвалидных колясок, намекает еще и на то, что они обладают чудесным, мгновенным терапевтическим свойством. То есть, заезжаешь с одной стороны перехода на инвалидной коляске, а с другой уже должен выйти здоровым. Ну, ничем иным потому что я не могу объяснить, почему с одной стороны перехода этот лифт есть, а с другой – отсутствует.
Парки и площади выглядят очень красиво. Да, по ним нельзя ходить, особенно зимой, но ведь никто и не обещал, когда их строил, что по ним можно будет ходить, разве нет? Я не шучу, просто меня в тот период в стране уже не было, а судя по тому, что жители города гордятся тем, как он стал красив, то и этот элемент не может не входить в число достопримечательностей, вызывающих гордость. Покрытие – очень скользкое, и жутко дорогое. Если без иронии, то я понимаю, почему так случилось – ведь городом управляют все еще те самые завоеватели, которые пришли тогда, когда кончился МОЙ Баку… И сами они родились вовсе не в больших городах, у них нет опыта и нужного образования, чтобы просчитывать такие факторы, как осадки и их влияние на дорожные и пешеходные покрытия в городе… Такие урбанистические штучки не для их брутального восприятия действительности, выстроенной на твердой ментальности борцов с гей-парадами и демократией (уже два ругательных понятия, простите!). Но площади РЕАЛЬНО КРАСИВЫЕ! Кто-то может назвать эту красоту мертвой, но – и такая она тоже бывает, и даже имеет право на существование, если верить эстетам-теоретикам… А кто я такой, чтобы им не верить, когда даже люди, управляющие столицей Азербайджана, на практике воплощают их теории?
А еще – я понимаю, что следующее прозвучит особенно цинично – это все останется в городе НАДОЛГО! То есть, как человек, много поездивший по миру, и неплохо знающий реалии пост-советского пространства, я видел, как «распиливаются бюджеты», когда, например, дорога на бумагах вроде как есть, а в реале ее вообще нет! Или мост. Или – парк с покрытием из итальянского мрамора. Так ведь в Баку этот парк таки есть, и мрамор – вот он, на месте, на нем даже поскользнуться можно, и, стукнувшись головой, убедиться в его реальности. И те, кто «пилят бюджет», между прочим, с собой ни эти дороги, ни мосты, ни пешеходные переходы, ни мрамор парков никуда не увезут – ни в развитые страны, паспорта которых у них наверняка припрятаны, ни на тот свет, куда паспорт особо и не нужен. И если признать, что все познается в сравнении… То сравнительно это все как-бы позитивно. Главное – не наступать на мрамор, и радоваться, что еще не покрыли им старые, грязные улицы вокруг. Потому что надо же и людям как-то и куда-то передвигаться по своим делам, не особо важным в масштабах эволюции бурно цветущего Баку.
Я старался мыслить позитивно, любовался площадьми, тщательно обходя итальянский мрамор, и поскольку я почти ни разу не поскользнулся, то позитив у меня получился. А больше всего мне понравился ASAN XIDMET!
БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ В ДЕЙСТВИИ – ASAN XIDMET!
Вот эту новую мульку я заценил по достоинству. Очень удобно, и не надо больше искать знакомства, чтобы узнать, «кому дать». Да, кстати, в соседнем Казахстане уже несколько лет существует понятие ЦОН (Центр Обслуживания Населения), где вся эта «фигня» и «геморрой» делаются вообще бесплатно. А в Азербайджане – за деньги. Но есть уже хотя бы какая-то дисциплинированность и централизованность. В ЦОНах Казахстана вам так не улыбнутся, как в ASANXIDMET, там нет такой красивой мебели, и логотип у них не такой дизайнерский. Ну, а что вы хотите от халявы? То есть, если считать, будто в Азербайджане люди зарабатывают больше, то все как бы в концепте. А глядя на ASAN, такое впечатление и возникает… Только вот я не видел, скажем, в Москве, казахстанцев в качестве гастарбайтеров… Так что даже не знаю, что лучше – ASAN с его гламуром, или ЦОН с его бесплатными услугами…Да, и еще один важный момент - не гламурных, но таких полезных ЦОНов в городах Казахстана много... ну, то есть достаточно, чтобы не ехать в далекую даль за социальным обслуживанием, чего об ASAN не скажешь...
Но! Один важный шаг уже сделан, а именно – теперь это уже не взятка, а официальная плата за то, за что вы в принципе как бы уже платили налоги… но, пардон, я опять чего-то в ругательную демократию, простите! Так вот, о позитивном – целая толпа чиновников не может теперь брать у вас взятки! В ASANвсе это к тому же по любому дешевле, поскольку – централизация! Итак, чиновник лишен возможности брать взятки, а вы платите второй раз за соцуслуги уже меньшую цену. Разве не прогресс? Наверное, стоило уехать, чтобы почувствовать эту разницу, и это развитие.
А теперь опять полностью отключим иронию – на фоне президента России с его «прожектами», инициатива президента Азербайджана по организации ASANXIDMETреально прогрессивна. Мне просто искренне жаль, что ради позитива я все время вынужден искать сравнения с худшим. Да, и не даже не пытайтесь вернуть мне мою же «фишку» с азербайджанскими гастарбайтерами в России – богатство еще не до конца обворованной российской экономики не заслуга российских властей, а вот ASANXIDMETвсе же придумал человек, явно желающий сократить количество «подстав» от собственных чиновников. И это работает! Осталось только снизить налоги с населения (раз уж за соцобслуживание все равно идет отдельная плата), и будет вообще «как в Лондоне»!
ИЛИ ХОТЯ БЫ – КАК В КАЗАХСТАНЕ!
То есть, господин Президент, если вдруг каким-то чудом Вы прочитаете этот текст, то поймите, что я не хочу ведь многого – уже ведь признал, что становится лучше, чем в России… но – пока что хуже, чем в Казахстане! И, это, не думайте, что я тут призываю в Таможенный Союз – поверьте, самому Казахстану от него лучше не стало, вообще, может, если бы не приходилось все время равняться на этот затянувшийся обвал экономики «сильного соседа», и девальваций не пришлось бы проводить. Мне просто не все равно. Я ведь не менял гражданства, но мои дети – наполовину азербайджанцы, а на вторую половину – кровь от крови казахской земли, и мне искренне и очень хочется, чтобы на моей Родине было бы то хорошее, что есть здесь, в стране, ставшей мне домом. Я, казахстанский писатель азербайджанского происхождения, пишущий на русском языке, коренной бакинец, и житель города Атырау, хочу, чтобы у Вас получилось что-то хорошее, если Вы искренне это самое хорошее хотите сделать для своей страны. Чтобы когда я и мои дети приезжали в Азербайджан, моя старая шутка была бы вообще уже не актуальной. Чтобы нам было хорошо везде, где наша Родина.
Аждар Улдуз, Баку-Атырау, январь-февраль 2014 года.