РАЗБИТОЕ ЗЕРКАЛО СВОБОДЫ
«Чем отличается репутация от чести?
Репутация – это то, что знают о тебе другие.
Честь, это то, что знаешь о себе ты сам.
Тяжело, когда репутация твоя разрушена,
хотя ты и знаешь, что зеркало твоей чести чисто и незамутнено.
Но поистине невыносимо, когда все вокруг
восторгаются твоей репутацией, но ты знаешь,
что у ног твоих – лишь осколки зеркала твоей чести!»
(Лоис МакМастер Баджолт, «Сага о Майлзе Форкосигане»)
Газета «Зеркало» закрылось. Говорят – временно. И когда так говорят, слышится надежда. Надежда на то, что одно из немногих на пост-советском пространстве изданий, дававших реальное основание не считать нас, русско-язычных, «пятой колонной», однажды вернется. Ведь иначе… иначе следует признать, что трусость и подлость победили… что экзамен на то, чтобы считаться нацией, мы так и не прошли.
Ведь газета «Зеркало» было не просто одним из нескольких общественно-политических изданий Азербайджана, дающим русскоязычным читателям страны информацию на языке Пушкина и Толстого. Она была ПЕРВОЙ газетой, предлагавшей читателям АЛЬТЕРНАТИВУ – еще с восьмидесятых, когда начинала выходить в качестве дайджеста материалов в иностранных СМИ. Она была первым медиа в Азербайджане - детищем перестройки , приведшей к уничтожению уродливого государственного образования с именем из аббревиатуры, напоминающей о дефекации. Первой ласточкой, провозгласившей для моего народа весну независимости. Первой газетой, которая стала признаком взросления моей страны, избавления от синдрома привязанности к «старшему брату»…
Ее создал и возглавлял человек, который является настоящим представителем азербайджанской элиты – сочетающий в себе воспитание старой творческой интеллигенции с предпринимательским талантом нового поколения, Эльчин Шихлинский старался удержаться на той тонкой грани, когда неверный шаг в сторону разрушит баланс между принципами человеческой порядочности, или же предпринимательской целесообразности. Впрочем… после известных событий в стране в середине двухтысячных, в Азербайджане стало невероятно сложно быть работодателем…
Сейчас мне, находящемуся в другой стране, больно представить себе, что эпоха газеты «Зеркало» в новейшей истории Азербайджана закончилась. Потому что в таком случае следует признать, что в Азербайджане закончилась эпоха зеркал. Тех самых, в которые можно и нужно смотреться, чтобы увидеть недостатки. Иначе их не исправить. Что придет на замену? Эпоха придворных портретов? Тех самых, на которых проплаченные художники будут подобострастно править монаршьи черты, изображая иллюзорное, «не имеющее аналогов» величие… Горе правителям, убирающим зеркала в своих покоях, и окружающих себя льстецами, ибо своими же руками ослепляют они себя. Самоуверенность, переходящая в безнаказанность, всегда – временна, и способна обернуться карой Истории, которой глубоко плевать и на происхождение, и на уверения придворных лизоблюдов… Это я как бывший шут, Джокер волею Провиденья и рыночной медийной коньюктуры, вам говорю, а шуты, знаете ли, в придворных процессах по долгу службы пониманье имать обязаны. Власть в Азербайджане разбила зеркало, которое было необходимо в первую очередь ей самой. Такое в истории уже бывало, а history, как известно, имеет привычку repeat itself.
Про народ же… про тот самый немногочисленный русскоязычный срез азербайджанского народа, успокаивающий себя иллюзией стабильности и материального благополучия, говорить просто больно и стыдно. Ведь зеркало отняли и у них – тех самых гордых своим образованием, остроумием, принадлежностью к «бааакинскооой элитеээ», умением отличать фалсы «Prada» от оригиналов… тех самых, что всегда находились на грани превращения в «пятую колонну» в глазах своих не русскоязычных соотечественников… «Хтой не скаче – той москаль!… - украинская идиома, над которой смеются ныне в России, когда-то была популярна и у нас, помните? «Отурмаян – эрмяниди!» - помните, как мы смеялись над «черным быдлом», «гара джамаатом», который строил независимость, в то время как большинство из нас ностальгировало по «старому Баку, пирожковой, и этому запаху Каспия»? У них не могло получиться без нас, без нашего образования, интеллекта… у них была лишь пассионарность, и стремление к свободе, которое выдохлось вместе с кровью, пролитой в войне с сепаратизмом… И мы радовались, что вместо них, идеалистов, говоривших по-русски с ужасным акцентом, пришли милые сердцу инфантильного совка комитетчики, такие циничные, но такие знакомые… Мы даже не успели удивиться, когда пришедшие «наши» - игнорировали нас, и поставили над нами «цЫкающих» родственников и товарищей, не более русскоязычных, чем предыдущие… Но в отличие от тех, предыдущих, уже не идеалистов, но настоящих циников, к тому же – агрессивных, жадных не в меру… и, следует признать – в отличие от предыдущих – менее образованных.
И газета «Зеркало» оставалась чуть ли не единственной нашей индульгенцией перед нашими же грехами, среди которых можно смело назвать предательство национального интереса. За покой и стабильность мы отказались взрослеть дальше, предали кровь, пролитую нашими же братьями… За кресла делопроизводителей в иностранных нефтяных компаниях, за должности директоров брендовых бутиков, за подачки в виде квартир певцам и музыкантам – мы предали наше будущее. И только «Зеркало» продолжало говорить правду на языке, на котором говорили те, кто приказывал ввести войска 20-го января в Баку… потому что на этом языке когда-то были написаны строки «… кишкой последнего попа – последнего царя удавим!..»… Потому что русский дух был духом свободы для огромного поколения азербайджанцев благодаря великой русской культуре.
Впрочем, все оправдано. Страна, именуемая ныне Россией, предала свой дух свободы, сейчас в ней царит другой дух, тяжелый, резкий, описанный когда-то словами «Страна рабов, страна господ»… Попытка «Зеркала» показать, что говорить на русском языке, и при этом – оставаться патриотом своей страны – не нонсенс, была эффективной. Иначе не стали бы уничтожать сначала людей, писавших в этой газете, а чуть позже – и саму газету. Не вписывались действия «Зеркала» в концепцию «разделяй и властвуй» - ведь тем, кто сейчас под псевдо-патриотическими лозунгами в России грабит свой собственный народ, очень нужно расколоть страны, в которых живут русские, в которых говорят на русском. «Зеркало» мешало. Отрицало. Отражало другую реальность, в которой русскоязычные дети азербайджанского народа просыпались от долгой иллюзии «кремлевского братства», и говорили на русском языке – о свободе, праве, чести. Эти слова – одни из самых красивых в русском языке. Но не они сейчас нужны тем, кто «вертает в зад» историю, пытаясь вновь создать квазимонстра с фекальной аббревиатурой вместо имени. Нужны другие слова, но они не могут отразиться от чистой поверхности нашего «Зеркала»… потому то его и следовало разбить. Что они и сделали.
Девизом «Зеркала» было: «В клятве – имя наше!». Отражать правду. Вот – простая клятва, которой это зеркало придерживалось. А сейчас у ног наших – осколки зеркала нашей чести. Нам еще кажется, что у нас осталась репутация? Наслаждайтесь хотя бы этим, только помните: когда ломается честь, меняются и люди. Лояльность может смениться отчаянием, а потом и яростью. И не получится всех уничтожить, всех посадить – никогда и ни у кого в истории это не получалось. Эволюция сменялась хаосом революций именно тогда, когда правители начали закручивать гайки. И чем жестче будет время реакции, которая нас неизбежно ждет в ближайшее время, тем жестче будут последствия. Которые мы, возможно, не увидим… но тем, кто лишает нас свободы, от этого легче не станет.
Опомнитесь, и верните нам «Зеркало». Еще не поздно вернуться в русло эволюционного хода истории. Мы еще только в растерянности глядим на эти осколки. Сделайте это так быстро, чтобы нам показалось, что это был сон. Иначе мы начнем испытывать отчаянье… А что бывает дальше – вы знаете. С историей не стоит спорить, чтобы не провоцировать… возьмет, да и повторит себя… Оно вам надо? Нам пока что – нет. Используйте это… пока еще есть возможность…
Аждар Улдуз, он же – Джокер,
Май-июнь, 2014 год