ЗАКРЫТЫЙ КЛАПАН МИРНОГО ПРОТЕСТА Или дню журналистики – без журналистики посвящается
Говорят, что 800 журналистов попросили (попросили, Карл! Сами попросили!) президента Азербайджана дать им звания. Класс! Страна, в которой до сих пор не раскрыто убийство Эльмара Гусейнова, в которой сидят в тюрьме по надуманным обвинениям лучшие журналисты страны, в которой год назад закрыли последнюю газету со взвешенной и независимой информационной политикой… да йоперный бабай! – страна, в которой нет ни одного печатного издания с реальным тиражом выше двух тысяч экземпляров при населении в девять с половиной миллионов… откуда в ней 800 ЗАСЛУЖЕННЫХ журналистов? Откуда, Карл?!
Карл не знает. Зато я точно знаю, что в числе этих журналистов нет большинства реально пишущих авторов со стажем более десяти лет в журналистике. Потому как знаю большинство из них, и они сами на своих лентах в Фейсбуке об этом открыто заявили. Так кому будут выдавать эти звания? Говорю же – Карлу не известно, Карл – он американец, или европеец, у Карла расследование по «Боингу», спутник у Плутона, гей-браки, наконец. Карл делом занят. Карл пытается выяснить, что ему делать с ИГИЛ и растущими амбициями российской клептократии, миллионы карлов идут вперед по магистрали прогресса, пока журналисты маленькой, но гордой нефтеносной страны пишут про этническую принадлежность лаваша и долмы, испытывают когнитивный диссонанс при новости о разводе с дочерью президента…
Последнее – вообще финиш! Когда в Баку сгорели дети в страшном пожаре – журналисты АНС проявили супер-профессионализм, они хранили холодный, взвешенный взгляд, не давали волю эмоциям… А как прослышали про развод – рухнули профессиональные ментальные барьеры, шок испытали, плакали даже… Не верите? Ну дык они сами об этом заявили! Так и сказали – испытали шок, горечь, не хотели в это верить… Это потому, что у них тоже случился когнитивный диссонанс – смерть детей от чиновничьей халатности, допустившей опасные материалы на строительный рынок, вписывается в реальность среднестатистического азербайджанца, а вот ТАКОЙ развод – никак! Это потому, что для того же среднестатистического азербайджанца фигура тестя-гайнаты священна! И не может этот самый средний и очень статистический человечек понять, КАК можно с ТАКИМ гайнатой расстаться?! Как, Карл? Вот они и в шоке. Отсюда – слезы. А ведь плакать по другому поводу надобно!
Прежний президент Азербайджана, который - отец нынешнего президента (классно звучит, да?), управлял страной в период гораздо более сложный. Не было супер цен на нефть, позволявших денежной массой затыкать прорехи в административной безграмотности. Приходилось управлять по-настоящему. И вот при нем даже оппозиционные СМИ находились чуть ли не под его личной защитой. Не потому, что он был светочем демократии, отнюдь. Но вот в том, что он был очень умным человеком, отказать ему никак нельзя. Старая школа контрразведки, человек знал, что если закрыть протестный котел наглухо, то раздражающий свист вырываемого пара, конечно, на какое-то время исчезнет, но потом ТАААК рванет – может уши заложить. И даже голову с этими самыми ушами оторвать. Знал, и потому клапан протестных настроений либералов держал всегда открытым, а по шаловливым ручонкам недальновидных чинуш из собственной же команды шлепал, когда раздражающий свист оттуда раздавался в адрес то одного, то другого из них, и те пытались клапан тот прикрыть. Иногда – шлепал. Иногда – нет. Но клапан закрывать не позволял.
Он наверняка помнил иранский урок, полученный КГБ, когда муллы захватили власть в Иране, пользуясь критическим уровнем протестных настроений, при полностью дискредитированных либералах. Когда ложь и шиза в обществе растут, и нет никакого выхода, народ уходит к радикалам, подпольщикам, причем не левым, но самым что ни на есть догматикам от иррациональных учений. Потому что рациональность, логика в обществе дискредитированы, оболганы, выставлены на посмешище. Посмотрите, как за последние десять лет в Азербайджане выросло число религиозно настроенных людей. Даже те, кто вчера слушал Высоцкого, читал Селлинджера и ходил на балеты – потихонечку уходят туда, в джемааты, потому что не может человек вот так вот, в сплошном вранье, ему нужна хоть какая-то истина, и если логику либеральную ему успели обгадить, то он от безвыходности пойдет к нелогичным, но хотя бы последовательным в своей нелогичности догматикам. Он, который отец, знал это. Сын действует почему-то по-другому. То они спонсируют ремонт музея в Париже и замка в Восточной Европе, проводят Европесни-и-пляски и Евроигры, то заявляют, что никакой интеграции с Европой не будет, нам это не нужно… Все в растерянности! Куда идем? И поскольку никто не может дать честный ответ на этот вопрос, что идем мы в очень нехорошее место с неприятным запахом, то народ пойдет к тем, кто ответы даст. Даст и направление. Только не факт, что нынешним, привыкшим к костюмам он лучших английских портных, и израильской медицине, понравится этот арабский интернационал под религиозной оберткой. Иранскому шаху, вот, не очень понравилось.
Люди, опомнитесь, а! Поймите, что не либералы враги вам, с нами всегда можно договориться с точки зрения гуманизма и прав человека. С теми, другими, договариваться не выйдет – у них ДОГМА, понимаете? Откройте наконец этот клапан! Возродите старые бренды в СМИ, создайте новые, но непременно либеральные. А то ведь поздно будет! Пока вы гнобите нас, из гниющих останков нашего поруганного имиджа «либерастов» вырастают они, уже даже не будущие, а почти сегодняшние «пуритане» и «большевики» с зелеными флагами.
Вот и все, что я хотел сказать. Ах да, с днем журналистики поздравлять не буду – ибо не празднично. Званий можете навыдавать хоть восемьсот, хоть тысячу – они подвергаются такой же инфляции, как совковый рубль в 1992. Пусть называют себя хоть «Заслуженными журналистами планеты» - пока настоящие журналисты сидят в тюрьме, они будут выглядеть не просто смешно. Однажды им станет – стыдно.
Аждар Улдуз