ТЕАТР «В КОМПЛЕКТЕ», Или еще один повод для радости
ТЕАТР «В КОМПЛЕКТЕ»
Или еще один повод для радости
Чудесный месяц май – в этот месяц человечеству было сделано множество подарков, например, родились Одри Хепберн, Клинт Иствуд, Булат Окуджава, а так же автор этих строк. И мне, как завзятому балетоману, наш Государственный Театр Оперы и Балета сделал особый подарок в этот месяц. Нет, я понимаю, что подарок этот как бы совсем не персональный, но кто мне мешает воспринимать его именно таким, если все радости и не только нашего театра я так же воспринимаю как свои личные? Так что эту радость я так же воспринимаю очень лично, и делюсь ею, так сказать, urbi et orbi.
Вообще-то, подарок начался еще с конца апреля, когда мне довелось побывать на «Лебедином озере». Балет этот, конечно же, на нашей сцене исполнялся множество раз, и всегда - в исполнении лучших гастролеров. Уж такой это спектакль, что его надо делать либо хорошо, либо не делать вовсе – канон, показатель качества не только солистов и труппы, но всего театра в целом, включая последнего исполнителя в оркестровой яме, этот спектакль не каждый театр себе с гастролерами позволить может, поскольку там надобна труппа, способная составить достойную оправу бриллиантовым партиям Одетты и Одиллии. Еще до эмиграции я не пропускал ни одного исполнения «Лебединого» на нашей сцене, и только за десять лет отсутствия, конечно же, многого не видел. Впрочем, по утверждениям знатоков, единичные попытки сыграть его полностью своим составом были не очень удачны, и с экспериментами какое-то время решили погодить. Но вот, в конце этого апреля, впервые на моей памяти, «Лебединое озеро» было исполнено исключительно составом нашей балетной труппы. Ага, той самой, которая еще в начале сезона, в сентябре, выглядела откровенно сырой, в конце года, в традиционном «Щелкунчике», уже дала надежду на оптимизм, через месяц в «Половецких плясках» уже блистала, и вот, случилось – выросшие, как на дрожжах (стучите по сцене, чтоб не сглазить!), вчерашние ученики хореографической академии и опытные артисты танцевали достойно, так, что было приятно смотреть. Но это – оправа, которую, как я уже говорил, у нас есть опыт ковать самим. А что же насчет бриллианта?
Аян Эйвазова - новая пока еще «звездочка» нашего балета, стала драгоценным камнем в этой оправе. Партия, по которой определяют уровень балерины во всем мире, технически ею была исполнена блестяще. Нет, я конечно же, как и полагается стареющему брюзге, не премину заметить, что молодая наша солистка еще очень и очень молода, и потому давит на технику, несколько игнорируя, видимо, драматическую часть, и что «лебедь белую», на мой взгляд, она скорее просто станцевала, нежели сыграла, в отличие от Одилии (образы стерв современной молодежи, видать, ближе по определению), но спишем это на тот самый недостаток, которым хотел бы страдать каждый из нас – на молодость. Вернее, на ее атрибут – неопытность, которая пройдет со временем. За нее бы сейчас взяться, как следует, составить хороший гастрольный график да погонять по балетным сценам прочих городов и весей заграничных, пусть танцует «лебедей», набирается опыта и оттачивает образы, потому что технически ее сейчас не стыдно представить нигде.
Если с «Лебединого» я уходил, как говорится, с чувством «глубокого удовлетворения», то с «Дон Кихота», сыгранного 13 мая, вышел в полном восторге! Аян танцевала другую партию-«индикатор качества» балетного артиста – Китри. Вообще, следует сказать, что в отличие от «Лебединого озера», этого шедевра Мариуса Петипа, который признан основой основ и истоком всех канонов академического балета, «Дон Кихот», «родившийся» при участии великого балетмейстера на десять лет раньше, после того, как за постановку взялся Горский, а затем и Захаров, находился в процессе постоянного изменения, в него включались новые партии и даже целые сцены, оригинальная же музыка Минкуса обогатилась «включениями» от Желобинского и до Соловьего-Седого. Естественно, при таких кардинальных сменах «соавторов» партии в этом балете не стали «каноном», но зато сам спектакль значительно обогатился, и если выражаться современным языком, переродился в самое настоящее шоу, яркое, красочное, и даже с элементами комедии. Так что если на «Лебедином» можно «испытывать на прочность» артистов, то «Док Кихот» - это уже показатель качества всего театра, от труппы, и до его костюмерной.
Сначала – о труппе, вернее, о солистах. Как и в «Лебедином», партнером у Аян Эйвазовой был мастер уже опытный, из той когорты «подвижников» азербайджанского балета, что остались преданы своему искусству, своей профессии в период, когда театр только восставал из пепла псевдо-националистического угара, и становился на ноги – Макар Ферштандт. Как по своей физике, так и по артистическим данным, он сегодня один из самых сильных солистов нашего театра, и свою «мужскую» задачу по отношению к новой звездочке выполнил блестяще. Наша новая звездочка, Аян буквально расцветала в руках опытного партнера по танцу, однако и свою партию Макар отыграл прекрасно, хорошо выделив и комедийные грани образа Базиля, и великолепно справившись со сложными техническими элементами своей партии.
Что же касается всего прочего, то следует начать с музыки. Конечно, то, что 13 мая за дирижерским пультом стоял гастролер из Белоруси Андрей Иванов, факт примечательный и приятный – оркестр звучал по-новому, свежо, и это добавило шарму. Впрочем, когда за пультом стоит наш Джаваншир Джафаров, удовольствия я получаю ничуть не меньше, тем паче что в вопросе того, как звучит оркестр для балетного спектакля, (и это сугубо мое личное мнение!) считаю все «новое» врагом «хорошего», потому как дирижер и артисты должны таки быть «сыгранными», а это вопрос не одного-двух дней совместных оркестровых репетиций, но долгий процесс соединения разных факторов в понятие «единый творческий состав». Хотя гастролеры необходимы, иначе не будет развития, не будет «вызова», чтобы расти над собой.
Свет-звук-костюмы – на пятерку, впрочем, как всегда – спектакль этот на нашей сцене идет регулярно, и потому к этому спектаклю уровень подготовки у нас всегда хороший.
Ведь что такое для нас «Лебединое» и «Дон Кихот», сыгранные в полном «собственном» составе? То означает, что наш театр теперь – «полный комплект», и два этих показательных для уровня качества театра спектакля мы способны делать сами. Это не значит, что можно отказываться от гастролеров – наоборот, случившееся достижение есть результат той самой гастрольной политики, которая была – нашим артистам было у кого учиться, набираться опыта, чтобы теперь сделать такую серьезную заявку – и справиться с ней. Теперь пора «катать» наших, и в тоже время продолжать приглашать лучших артистов к нам, чтобы этот удачный опыт не останавливался ни на миг.
Вообще, то что случилось с театром в этом сезоне – очень показательно. После очень непростого завершения прошлого сезона и выхода из отпускного периода, когда состав труппы значительно обновился новыми, талантливыми, но неопытными артистами, после всей критики в начале сезона, наш театр не сдался. Он просто взял и сделал то, к чему шел все эти долгие годы – совершил свой положенный рывок, за которым стоит многолетняя работа, чтобы мы теперь были «в комплекте». Чтобы каждый, кто любит балет, мог, как и я сказать – у меня есть повод поделиться радостью.
Аждар Улдуз,
Баку, май, 2017 год.