СИЛА «СИЛЬНЫХ»
Не расслабляйтесь! Ни при каких обстоятельствах не ложитесь на эту кушетку «жалости к себе», не принимайте успокоительное с пометкой на этикетке «у меня не было выбора» и не идите «легким путем». Слабость – непростительна. Слабость может сделать вас «сильным», и оставить таким… тупым и вечным недорослем. Короче: «соберитесь, тряпки!»
Роман «Сильные» от Генри Лайона Олди – самая настоящая пощечина современному русскоязычному читателю, воспитанному на рефлексии русской литературы. Впрочем, для поклонников Сэллинджера хлест по брылям тоже не слабый (недаром наши «предки», в своей инфантильности прятавшие кукиши в кармане во время майских парадов так любили парить над рожью, и в то же время боялись пропастей). И поэтому «Сильные» обречены на некоторый коммерческий неуспех – пипл en mass не любит психоанализа, он, как говорит Невзоров, предпочитает «будучи ничтожным, чувствовать себя пусть винтиком, но винтиком в великой машине». Олди же предлагают совсем другой путь.
Во-первых, не быть награде, если ты слабый. Если ты согласен на подлость. На предательство. Согласен на компромисс с тем, что считаешь своей совестью – награды не будет. Да черт с ней, с наградой – жалости тоже не будет! А вот это уже совсем не по-нашему: нас всегда учили жалеть подлецов и негодяев. НЕ сострадать, но именно жалеть – тонкую грань между состраданием и пониманием обстоятельств, приведших к падению человека, и последующим оправданием его преступлений, нам разъяснить никто не озаботился, и вот уже в нашем обществе вечного криминала мы боготворим убийц старушек (пусть и процентщиц), оправдываем матерей, бросающих детей (так-то вроде как блядь, но ежели по большой любви – тогда Каренина, никак не меньше!), и никак не понимаем, почему Татьяна не уйдет от своего генерала к Онегину (ну и что, что замужем, а он, собственно, говно-человек, убивший друга за хрен-знает-что, зато пришел ведь, просит, короче – дура-Таня!).
Нет, только не подумайте, что Олди проповедуют ницшеанство – сильного поддержи, слабого подтолкни, это все не про них. Это все – не про «Сильных». Все с точностью до наоборот – Олди карают своих героев (которые с точностью до пикселя копия нас с вами, реальных людей) за вполне реальное же отношению к ребенку, родившемуся неизлечимо больным. Олди не прощают никого: ни отца, за-ради науки ли, карьеры ли в этой науке (в результате ведь не абы кем – Богом-Законом стал человек!) согласившегося пожертвовать сыном, ни мать, жертвующую своей личностью ради ТАКОГО отца своих детей, ни брата, покорно подчинившегося решению отца и ставшего соучастником преступления по отношению к ребенку. И даже сестра, в душе несогласная с решением родителей, но допустившая преступление (помните про кукиш в кармане?) обречена понести свое наказание одиночеством за соучастие в подлости.
Награду – истинную, настоящую, и не только в конце, но в течении всего романа, и даже обеих своих жизней, получает маладший брат, тот, кто берет на себя тяжелейшую ношу даже не по искуплению (фигня все это, такое не искупишь!), но по ИСПРАВЛЕНИЮ ошибок своей семьи. Отношению к нему от общества в котором он живет, от тех, кто старше, от тех кто слабее, и даже от врагов – то уважение, то принятие его исключительности, о которой в душе мечтает каждый: и инфантильный задрот, и гламурный мачо, и бомж в подпитии («ты мен ува… жа…?») и успешный олигарх, выделяющий то ли из ворованных, то ли из заработанных денег то ли на храм, то ли на детский дом… Юрюн Боотур, ты тот, кем хочет стать каждый, но стать им может только по-настоящему сильный. Потому что ты – слабый. Слабый своей любовью, своим состраданием без унижающей жалости. Сильный исправляет ошибки, и вот тогда-то у всех прочих открывается возможность для искупления: ровно в той мере, в какой они готовы принять участие в работе, затеянной Сильным. Для отцов, матерей, сестер и братьев – один человек в семье, снимая с креста… извините – с оси мира прикованного к нему брата своего, именно он искупит грехи, за которые вообще-то не в ответе, но тут такое дело… это же – брат!
«Сильные» написаны великолепным языком. Филигранно отработано использование тюркизмов в тексте, с ювелирной выверенностью, но при этом не мельча, вплетены в тело текста этнические узоры якутского эпоса. И, тем не менее это – самый настоящий Science Fiction. Потому как с точки зрения научного объяснения причин и последствий все логично, оправдано, и укладывается в сначала расширенное квантовой теорией, а после и вовсе раздолбанное в хлам теорией струн, прокрустово ложе научных канонов. Ага, тех самых, которые в настоящей науке вовсе не канон и не догма, но всегда должны ставиться под сомнение.
В самом начале своего отзыва я упомянул, что «Сильные» обречены на некоторый коммерческий неуспех. Так всегда бывает с теми, кто решает производить не «ладу», но «бентли». Не тушенку из сои, но мраморные стейки. Потому что качественная продукция стоит дорого, а качественная литература – еще дороже. Чтобы суметь ее потребить, нужно нечто очень и очень дорогостоящее, вроде хорошего образования, и воспитанного с детства вкуса. Купить такое даже за большие деньги не всегда получается. Поэтому при кратковременном экономическом раскладе такой продукт своего покупателя-читателя находит тяжело. Но вот со временем… Такие произведения, как «Сильные», истинную свою оценку находят со временем. Тогда, когда имена авторов покроет неизбежная благородная патина классичности (идолизация неординарной личности, оно как окисление металла, дело времени). Тогда, когда в обществе количество образованных и по-настоящему сильных вырастает до критической массы, провоцирующей социальную эволюцию (это, кстати, тоже не мой наивный оптимизм, но научный факт). «Сильные» - литература для социально ответственных илонов масков, цукербергов и гейтсов. Поэтому сейчас, для нашей языковой среды, поклоняющейся образчикам вороватых чиновников и циничных жрецов, эта книга популярной быть не может. И не должна. Но каждому самому выбирать, кем быть, и что читать. И если вы решаете быть сильным, не боитесь читать не глазами, но умом, умеете оценивать не по популярности и потакания инстинктам, но по изысканности - эта книга для вас.
А я пойду читать новые книги Олди. Благо авторы еще не «окислились», и продолжают писать. Хорошо быть современником хорошей литературы. Это дает и нам свой шанс стать частью истории.
Аждар Улдуз, Баку, июнь 2018