ЧИСТИЛИЩЕ ДЛЯ ЖИВЫХ Или о спектакле «Лимбо» и нашей причастности
Собственно, беженцем сегодня может стать каждый. Вовсе не обязательно, чтобы над небом вашего города летали бомбардировщики «миротворцев» всех мастей, а дома взрывались во славу семитского бога или ради предвыборных рейтингов. Причиной того, что вы решитесь бежать, может стать чиновник, которому понравится ваша недвижимость… мажор из семьи чиновника, решивший силой взять вашу дочь или сестру, и вы знаете, что ему ничего за это не будет… врач, родственник того самого чиновника, который про…бал лекции в кабаках, и поставил вашему ребенку ошибочный диагноз, и тем самым убил его… Причин может быть много, и в результате вы можете решить, что пора валить. Вот и все – вы уже беженец, от страха, от чувства несправедливости, от того, что не можете бороться с системой, подмявшей под себя человечность, смявшей ее, подтершей ею грязную свою клоаку и выкинувшей вам обратно с лейблом «носовой платок гражданский, соответствует ГОСТу, утираться с благодарностью». Хотите знать, как именно вы будете себя чувствовать, решившись стать беженцем? Нет, не хотите? А надо! Не для того, чтобы передумать, но чтобы взять с собой достаточно конфет в дорогу – подсластить ваше пребывание в лимбо, в чистилище переходного периода от «здесь» до «там». Иначе – можете не доплыть до счастливого финала, оставшись самими собой. Хотя, может оно и к лучшему, может, и не надо доплывать собой, а стать по пути кем-то другим, кто не виноват вообще ни капельки в том дерьме, что оставил за спиной… Во всяком случае – у вас будет выбор. Но чтобы узнать про опции этого выбора, спектакль «Лимбо» стоит посмотреть.
Я смотрел его в прошлую субботу. И мне понадобилась почти неделя, чтобы переварить тот объем эмоций, которым за пятьдесят минут сценического действия меня «накормили» создатели. Впрочем, сцена там довольно условная – спектакль поставлен в довольно непривычном для азербайджанского театрального искусства формате интерактива, когда зритель буквально вовлечен в действие, и становится фактически участником «массовки», одним из толпы «беженцев», оказавшихся на корабле, плывущем из… А откуда, собственно, корабль плывет?
Люди на нем совершено разные. Кто они, откуда? Мусульманин, продолжающий агрессивно защищаться цинизмом (браво автору за четко, ребром поставленный вопрос о когнитивном диссонансе верующих идеалистов, практикующих по жизни циничный реализм), мальчик-эскапист, прячущийся за мифами о супергероях от реализма этих самых верующих идеалистов, девочка, выданная насильно замуж и бежавшая от домашнего насилия, школьный учитель, взявший с собой в дорогу книги, чиновник, пытающийся и на этом корабле захватить, узурпировать власть, мать, обезумевшая от потери ребенка… Каждый из них бежит из своего собственного ада, через чистилище, сквозь пространство своего субъективного лимбо прорываясь к… раю? Возрождению в новом обличье? Думайте сами, но ясно одно – всех беженцев объединяет этот путь из «здесь» до «там», эта дорога через лимбо между измерениями, место, в котором четко понимаешь, кто ты есть такой, и почему место, где ты родился, превратилось (с твоим ли участием, или без него» в место, откуда следовало бежать. Так что смотреть спектакль следует непременно. Напоминаю – беженцем может стать каждый. И тогда, оказавшись в своем лимбо, вы поймете, что без честных ответов здесь и сейчас, до другого берега можно просто не доплыть.
P.S. Режиссеру отдельное браво за несколько очень сильных находок. Но – тссс! Никаких спойлеров! Ибо ведомо знающим, что для спойлерменов в аду – отдельный круг. Там, в большом кинотеатре, на экране будет идти ваш самый ожидаемый фильм, самый долгожданный эпизод самого любимого сериала, но сразу после титров рядом сядет сам Диавол, и будет скучным, нудным голосом, с плевками и гнусным запахом изо рта, рассказывать предстоящий сюжет… и так – целую ВЕЧНОСТЬ! Из такого ада вы точно захотите сбежать. А дорога из ада в рай только одна – через лимбо…
Аждар Улдуз