ТВОРЦУ ВСЕЛЕННЫХ – ПОСВЯЩАЕТСЯ
Памяти Стэна Ли – R.I.P.
Рыба пахнет с головы. Когда наоборот, c головы же она и здоровее. Планета, населенная людьми, сумевшими уничтожить более семидесяти процентов своих не то, чтобы конкурентов, но даже звеньев цепи питания, заменив их ново созданными, искусственными, заслужила свою Большую Рыбу. Которой должны стать мы. Люди.
Кто такой Стэн Ли для культуры современного человечества, по-настоящему, возможно, поймут потом. Когда раса гомо эректикусов, претендующих на звание гомо сапиенсов, исчезнет, и мы наконец-таки эволюционируем сознательно, и сознанием… Потому что Стэн Ли помогал нам в этом. Не просто художник, и даже не просто – богатый художник. Он был тем, кем сегодня можно считать Стива Джобса для мира технологий. Тем, кем предстоит стать Илону Маску (хорошему инженеру, если верить главе Роскосмоса Рогозину, у которого ракеты падают). Короче, Стэн Ли был Гомером нескольких новых поколений, творцом не только мифов, но самих вселенных, в которых эти мифы могли существовать, и мы с вами стали (вот ведь, удача ли, незадачи ли?) современниками этого процесса, который для нашего биологоческого вида сравним с Большим Взрывом.
Стэн Ли сделал науку - популярной. А еще – философию. А еще «двинул в массы» гуманность, как концепцию человеческого существования. Да, а еще он дал нам мир, в котором есть Халк, Человек-Паук, Сорвиголова, Тор, Железный Человек, и еще куча хороших ребят, которые, в отличие от «чудо-женсЧин» и «бэтЬменов» похожи на нас, из нас выросли, и нами остались, несмотря на все суперсилы. А еще Стэн Ли заставил кучу людей верить, что все будет хорошо, даже если очень плохо. Как у него это получилось, если у всех прочих (я про «чудо баб» и «летучих мышек») вышло некузяво? Да потому что он никогда не ставил телегу вперед лошади!
ИСТОРИЯ – НА ПЕРВОМ МЕСТЕ!
Когда мы говорим о Стэне Ли – мы говорим о вселенной «Марвел» в целом. И, в отличие от прочих супергеройских сказок, именно он настаивал и добивался, чтобы впереди коммерческого локомотива шла Ее Величество Драматургия! Чем отличается вселенная «Марвел» от вселенной, скажем, той же «диСи»? Да хотя бы тем, что в «Марвел» история делает героев – звездами, в то время как у так называемых конуретнов подтягивают звезд, в попытке подтянуть к кассовым сборам подтянутые за уши примитивные, совершенно НЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ истории. У Стэна Ли даже истории про мутантов на самом деле ни что иное, как истории про расовую ненависть, социальную ксенофобию и попытки борьбы с ней. Сорвиголова – про наши социальные институты, прорехи системы правосудия человеческого, и необходимость придерживаться моральной-этических норм там, где система сбоит… чтобы ее же, систему, и восстановить ради самого общества и ее членов. Человек-паук – взросление личности, познание своих сил, от подростковой ломки голоса и до пубертатных проблем, которые на самом деле – возможности для нового, неведомого ранее счастья любви, причем без пошлости всяческих «американских пирогов». И Железный Человек – как отповедь технократии за безответственность в погоне за профитом.
Собственно, все идеи не новы, они прописаны Вольтером и Гегелем, однако у конкурентов они выливаются в сплошное ницшеанство, и только Стэн Ли, художник и драматург в одном лице, мог сводить философию и драматургию такую в концепцию «поп-историй», выдерживая требования эстетизма (он же художник, помните?). Именно в этом он подобен Стиву Джобсу, сводившему технологические решения в форму продукта «для жизни», однако – не просто красивых, но формирующих новое представление о красоте гаджетов, которые меняют нашу жизнь, а значит, и само наше представление о красоте.
Заметьте, в кинопродукции вселенной «Марвел» даже герои становятся «звездами». У конкурентов же, наоборот, чтобы вытащить из нафталина старых героев, привлекают «звезд». Железный Человек сделал «звездой» Роберта Дауни (который «Младший», о «Старшем» вообще мало кто помнит или знает), из «Человека-паука» вырос Тоби Магуайр, «Люди Икс» и «Мстители» буквально раскрутили актеров второго эшелона до уровня супер-стар, и только «Доктор Стрендж» запускали с уже готовым к культу личности Камбербетчем. Что там, на полярном фронте? После ухода артового Кристофера Нолана с его нуаром – полный афедрон провалов, и даже обладатели супер-стар титулов с осторожностью идут на контракты, потому как самую лучшую репутацию можно слить в унитаз, снявшись в «Бэтмене» (бедный Бен Аффлек, так долго строивший реноме «актера-интеллектуала») или «Чудо-Женщине». Хотя Галь Гадот особо терять было нечего! И стоит вспомнить, конечно же, Джейсон Момоа, которому после «Звездных врат» и «Игры престолов» теперь долго придется доказывать, что он вообще-то актер (потому, видать, и пошел с Брюсом Уиллисом в проект «Собачье дело», где в небольшой эпизодической роли блистал больше, чем в «Аквамене»).
Наверное, тут дело в таком щепетильном моменте, как…
УВАЖЕНИЕ К КОНЕЧНОМУ ПОЛЬЗОВАТЕЛЮ
Энд-юзером, то бишь читателем-зрителем современной «культурной» продукции является читатель-зритель. И если у «творца» есть хоть капля уважения к нему, как личности, а не просто отношение, как к покупателю продукции (выпуска комиксов-книги-билета в кино – диска дивиди – подписки на стриминговый канал), он будет делиться с ним тем, что ему самому нравится, а не исходить из логики « и так пипл схавает», «тупому быдлу больше ничего и не нужно», и так далее, согласно кинорелизам того же «ДиСи» или издательской политике современных российских «попаданческих» серий.
У Стэна Ли это чувство уважения к своему «конечному пользователю», казалось, руководило всей его деятельностью. Именно поэтому в релизах вселенной «Марвел» в целом, и в созданных им лично в частности проектах буквально все, от качества музыкального подбора, и до характеров персонажей, отличалось высочайшим качеством. Я уже не говорю о работе сценаристов: в марвеловских релизах минимум шуток 2D (хотя, тут уж вопрос вкусовщины, конечно!), юмор пронизан реминисценциями к архетипам от первичного и до третичного порядков, драматургических же «висяков» практически нет, за редкими исключениями, вроде «Стражей галактики» - самой примитивной в драматургическом плане марвеловской продукции. Впрочем, там и возрастная аудитория – соответствующая, в отличие от тех же «Хранителей».
Меня всегда поражала культурная детализация проектов, которые курировал Стэнли Ли. Для примера приведу саундтрек (музыкальную редактуру) сериала «Люк Кейдж». От соул-блюза и до гангста-рэпа, афроамериканская культура раскрывается в каждом эпизоде, каждом сезоне очень продуманно, концептуально, и образцы ее подобраны с таким вкусом, чтобы потрафить и эстету, и масс-зрителю, и при этом обязательно выполнять свою драматургическую функцию – помогать в раскрытии персонажей.
Да, Стэн Ли не относился к нам, как к тупому быдлу, он предлагал нам истории, которые ему самому было бы интересно смотреть. Именно поэтому киностудии и стриминговые каналы ломают голову, как бы не попасть со своими премьерами в «перехлест» с очередным шедевром от «Марвел», потому как зритель постоянно выбирает проверенное качество. Именно поэтому смерть такого человека огорчила даже нас, повзрослевших детей пост-советского пространства, которые не выросли на «Капитане Америке» и на «Человеке-Пауке», но сохранив в душе мечту о чести и порядочности даже в нашем полном даже не цинизма уже, но нигилизма обществе, превратились в фанатов «Марвел». И именно поэтому его миры останутся жить и после него.
P.S. Очень хочется надеяться, что многочисленная армия продюсеров всех мастей не испоганит его наследие в погоне за коротким долларом, выползающим из разницы в бюджетах/ кассовых сборов / рейтингов. Ведь когда-то и история о человеке-из-стали была хороша. Умудрись же все испортить и с Бэтменом. Нынешнее руководство ДиСи нужно демонстрировать всем как пример того, как НЕ НАДО работать. Потому что примером того, как работать надо, был он, создатель вселеной «Марвел», какой мы ее сейчас знаем – Стэн Ли, он же Стэнли Мартин Либер, американский писатель, актёр, продюсер, телеведущий, сценарист, редактор и создатель множества персонажей комиксов, бывший президент и председатель совета директоров издательства Marvel Comics. Rest In Peace.
Аждар Улдуз, Баку, декабрь, 2018