proБалет» №8 - «Лебединое озеро», балет про мужскую неверность?
Приветствую всех слушателей подкаста «проБалет», и сегодня мы поговорим про, наверное, самый известный балет всех времен и народов, несомненную классику, а по совместительству – главный символ политических перемен на всем пост-советском пространстве – «Лебединое озеро». Ну, второй аспект мы здесь рассматривать вообще не будем, зато поговорим о том, про что на самом деле этот балет, и расскажем об этом через спектакль, состоявшийся восьмого марта на сцене нашего, Азербайджанского Государственного Театра Оперы и Балета, причем с участием очень хороших гастролеров, прима-солистов аж из самой Мариинки, исполнивших главные партии: Одетты-Одилии - Надежды Батоевой, и принца Зигфрида – Филипа Степина, соответственно.
Вообще, очень символично, что этот спектакль у нас дают традиционно каждого восьмого марта, в женский, так сказать, не побоимся этого слова, праздник. Ну, потому что уж очень женская это история. Особенно для нас, традиционно патриархальных обществ, где вопрос мужской верности всегда ставился очень, мягко говоря, странным образом. Ну вот смотрите сами – как у нас относятся к неверным женщинам? Правильно, очень у нас плохо к ним относятся, считают женщинами с низкой социальной ответственностью, при этом меркантилизм в тех же самых женщинах у нас буквально впечатывается в женское сознание на уровне семейного воспитания. То есть, от дочерей своих мы хотим, чтобы они выбирали себе спутника жизни исключительно из рациональных соображений: ну, чтобы был добытчик, обеспечен и все такое, но от женщин, с которыми сами заводим отношения, требуем исключительно альтруизма и любви к нам «таким, какие мы есть», вне зависимости от того, какие мы сами в этой жизни добытчики и каков у нас размер банковского счета. Что получатся в результате таких двойных стандартов, можете наблюдать в реальной жизни каждый день, не об этом у нас речь, а вот мужская часть населения при этом заполучила себе еще один неслабый такой ништячок общественного мнения, а именно: мужская верность у нас не то, чтобы особо приветствуется, но даже порой осуждается. Верный своим обещаниям мужчина – это вроде как красавчик, и честь ему и слава, но только не тогда, когда речь идет о его обещаниях своей женщине. Наоборот, верный своей женщине мужчина у нас как правило (ну, в сугубо мужских кругах, конечно же!) сразу зарабатывает себе статус кого? Подкаблучника – в лучшем случае, в худшем – самца с низким уровнем тестостерона и темпераментом.
А что же в таком случае женщина? А женщина у нас завсегда виноватая! Засматривается мужик на другую? Сама виновата, надобно было его ублажать так, чтоб ни о ком другом не думал. Ушел к другой от жены? Значит, жена – овца, а он – лев, и ушел, понимаешь, к львице, потому как от львиц только и не уходят, а от всех других – запросто! Да, на стадии зарождения отношений, конечно, женщина должна умело прикидываться овцой, и свою «львиность» не показывать, потому как смелые, храбрые и отважные мужики таких львиц побаиваются и в загс с ними особо не идут. Опять – парадокс и противоречие, но – так и живем!
Вы, может удивитесь, но «Лебединое озеро» - оно таки именно об этом! Поэтому восьмого марта его стоит посмотреть, а нам, придя в себя после всех восторгов от хорошего спектакля, проанализировать еще раз эту историю для себя – может, какие-то даже практические выводы сделаем, помимо того, что еще и собственный культурный уровень чуток поднимем.
Итак, о чем у нас «Лебединое озеро»? Принц-холостяк, которого мамочка очень хочет женить, потому как линию престолонаследия конюхами не продолжишь, народ не поймет, празднует свой день рождения. Почему он не особо стремится жениться, мы понимаем уже сразу – королевский двор полон красоток и красавчиков, принца любят все и он всех танцует без разбора, ну кто при таком раскладе будет торопиться потерять свободу? Мамочка принцева от этого расклада испытывает перманентную мигрень, как воздейстовавть на сыночка, пока особо не понимает, и дарит ему на день рождения арбалет (лук, меч – там уже вид подарка меняется от фантазии художника постановщика и цеха по производству реквизитов в разных театрах, но в нашем случае это традиционно арбалет. И вот юный оболтус, оттанцевав со всеми красотками королевства, идет на охоту, испытать, так сказать, мамин подарочек в реальных полевых условиях. Причем отправляется не куда ни-будь, а прямиком на озеро, где водятся лебеди – птица не то, чтобы очень вкусная, но на королевский стол традиционно подается в качестве декорации, да и стрелять ее легче, чем, скажем, намного более вкусного, но и более опасного кабана, который, на минуточку, может еще и поранить!
На озеро традиционно, опять же, видимо, как раз перелетный сезон, приводняются лебеди, но не обычные птицы, а, как выясняется, заколдованные прекрасные девы во главе с прекрасной же принцессой-лебедью Одеттой. Заколдовал их всех злой колдун Ротбарт, подлец и извращенец с жаждой власти, но озеро это волшебное, и воды его на время могут расколдовать девиц, вернув им человеческий облик. Это-то и спасает лебедей-девиц от птичьего геноцида, который собирался устроить принц-охотник. Одетта, приводнившись на поверхность озера, превращается из лебедя в деву, все это Зигфрид тайком подсматривает и в Одетту, понятное дело, влюбляется – обычными женщинами, видать, избалован вусмерть, а тут – такая экзотика!
И вот он бросается к ней, чтобы объясниться в своих чувствах и слиться, так сказать, в пароксизме страсти, но Одетта ему не особо верит поначалу, и правильно делает – вы бы тоже не стали сразу верить тому, кто пришел в вас стрелять из арбалета! Но, то ли от тоски по социальному общению, то ли от просто безысходности, Одетта в конце концов рассказывает Зигфриду свою историю. Ну, тут уже в нем просыпается еще и синдром рыцаря, живущий в каждом хорошо воспитанном принце. Добавим к этому впечатление от экзотичной красоты дамы, и вот уже Зигфрид приносит клятву верности. Да-да, тот самый «белый акт», он же – второй акт легендарного балета в постановочном решении Льва Иванова, гениального ученика и соавтора Мариуса Петипа, с которым они вместе придумали «Лебединое озеро» таким, каким мы сегодня его знаем.
Белым актом занимался Лев Иванов, а вот первым и третьим, то есть тем самым, в котором нам явится дочь колдуна, черная лебедь Одиллия, занимался уже сам Мариус Петипа. Он рассказал нам балетным языком о драматической части этой истории – злой колдун Ротбарт приводит во дворец к Зигфриду свою дочь – тоже заколдованную лебедь, но уже черную – Одиллию. Приводит не с бухты барахты, а по конкретному поводу – мамочка Зигфрида, правящая королева, решает, что раз сын не может остановить выбор на красотках местных, то надобно найти ему жену из краев иноземных, заодно и внешнюю политику подправить. И вот прибывают в замок невесты с советующими делегациями из Венгрии, Неаполя, Испании, Польши, и конечно же – из России, как же без русской невесты, это было бы вообще уже не жизненно, согласитесь! Но Зигфрид, опять же, оттанцевав со всеми, ни на ком из них жениться не намерен, чем матушку безмерно огорчает, но тут появляется Ротбарт со своей Одиллией, и начинается самый цимес, как говорят в Одессе. Одиллия обладает той же экзотикой, что и Одетта, она же черная лебедь! Но, в отличие от Одетты она чертовски сексуальна, танцует страстно, короче, бьет прямо по повышенному гормональному фону юноши, тот теряет голову, и уже готов пасть к ногам черной лебеди, и тут Ротбарт требует КЛЯТВЫ! Принц должен дать свое мужское слово, обещание жениться на Одилии, то есть, по сути, преступить через законы чести, и нарушить обещание, данное другой. Предполагается, что таким образом колдун закрепит свою черную магию, и превращенные им в лебедей девицы навсегда останутся в его власти. Принц обещание нарушает, колдун и черная лебедь торжествуют, принц понимает, что накосячил, и бросается снова к озеру, чтобы попытаться исправить ситуацию. Ну, там уже финалы разнятся – в разных постановках зрителям предлагается и хэппи энд, и трагичный финал, все зависит от постановщика, оба варианта имеют место быть в каноне. Но трагичный, конечно же, ставится чаще, потому что он логичен и жизненный, as it must to be, так сказать. Потому что когда нарушаешь чье-либо искреннее доверие, ничего хорошего из этого выйти не может в принципе, и это мы с вами знаем тоже из жизненного опыта.
А знаем мы с вами теперь еще и то, что история эта, получается, о доверии. Том самом доверии, которое испытывает женщина к мужчине, открывает ему самое сокровенное, и верит его обещаниям. Но есть тут одно серьезное «но», ведь дьявол, как говорится, кроется в нюансах. Помните, с чего мы начинали нашу беседу? Напомним – мужчина в целом по жизни у нас всегда прав, и ежели ушел к другой, нарушил слово – виновата та, которую бросили. Это у нас такая общепринятая народная установка патриархального общества, которым мы все еще остаемся, несмотря на все старания Нетфликс и иже с ним. Так виновата ли Одетта в том, что принц Зигфрид забыл ее и таки поклялся в любви сексуальной злодейке Одиллии? Или это все таки Зигфрид – слабак, но мы, мужики, его по-любому понимаем, потому что когда у мужика слабость – красивые женщины, это мы завсегда объясним и поймем и простим, и вообще – чего эта Одетта, не могла быть, ну, там, более сексуальной, привлекательной, чтобы Зигфрид на другую и не посмотрел даже?
Так вот, в этом балете ответы на эти вопросы целиком и полностью зависят от исполнителей главных партий, а конкретнее – от исполнительницы партии Одетты-Одиллии. Раньше, говорят, эту партию танцевали разные балерины, но уже давно стало классикой и эдаким хорошим тоном, чтобы эту партию танцевала одна и та же балерина, демонстрируя свою способность к двум разным техникам, образам, короче – талант к полной и бескомпромиссной театральной шизофрении с раздвоением личности. И вот от балерины, которая всеми этими талантами обладает, зависит, на чьей стороне будет симпатия зрителя, кого она оправдает – очаровательную бедняжку Одетту, или же прекрасную стерву Одиллию?!
Мы на нашей сцене видели самых разных и Зигфридов, и Одетт-Одиллий, как приезжих гастролеров, так и наших, местных, тоже кстати, очень интересных в своих решениях. Так вот, когда танцуют наши балерины, они практически ВСЕГДА танцуют так, что зритель – на стороне Одетты. Правда, причина этого может крыться еще и в том, что наши азербайджанские балерины танцуют Одетту просто лучше, чем Одиллию, которая, следует честно сказать, технически более сложная, да и образ эдакой невинности им задать в силу объективных, скажем так, обстоятельств, легче. И ровно наоборот – с приезжими! Как правило, у них всегда получается невероятно яркая Одиллия, которая затмевает их же Одетт… исключением было, пожалуй, выступление солистки из Минска лет шесть назад, к глубокому своему сожалению, запамятовал имя, простите великодушно! Так вот только в том гастрольном исполнении, пожалуй, я увидел такую Одетту, которая своей трепетной нежностью, кристальной искренностью в образе заставила так ей сопереживать, что вся страстность Одиллии, исполненной, кстати, безукоризненно что с технической, что с драматической точек зрения, не могла перебороть сопереживания зала белой лебеди.
И вот, чем так важно именно это выступление гастрольной пары восьмого марта с точки зрения моего анализа, я сейчас объясню. Дело в том, что приехали к нам не абы кто, а прима-солисты, так сказать, премьер лига, основной состав Мариинского Театра. Того самого, который является строгим хранителем самого каноничного канона, самой традиционной традиции, короче – живой и танцующий музей балета, хранящий уникальные вещи, а именно – балеты в тех его версиях, в каких они были признаны классическими. То есть, только в исполнении артистов Мариинского Театра, пожалуй, можно сегодня увидеть не только хореографию, но даже мелкие нюансы, жестикуляцию и даже мимику, с которой этот балет ставился своим создателем. Это огромная удача, что в мире вообще есть такой театр, который в живой форме доносит до нас то, что было создано во времена, когда еще никакой фото и видеографии в помине не было! И вот именно в исполнении примы Мариинки Надежды Батоевой мне лично было интересно посмотреть и понять, а что на самом деле задумали по этому поводу Петипа и Иванов, когда создавали балет?
Ну, потому что когда танцуют, скажем, солисты Большого, да любого другого театра, того паче – Кремлевского, прости Господи, балета, там мы скорее всего видим либо артистическое и хореографическое решение заданное новым законодателем канонов Григоровичем, либо вообще какой ни будь экспериментальный авангард!
Именно поэтому версии в исполнении солистов Мариинки – это уникальная возможность взглянуть в прошлое, увидеть классику такой, какой она задумывалась своими создателями.
Итак, что же показала нам Надежда Батоева – прима-солистка Мариинского, балерина высококлассная и очень, очень академичная в своем исполнении? Правда ли, что Одиллия элементарно женственнее Одетты, и принц таки попался в ловушку мужского гормона, или виноват, подлец, не оценил чистоты Одетты, поддавшись на чары стервы Одиллии? Так вот вы сейчас таки удивитесь, но именно в ее исполнении ответа на эти вопросы я не увидел от слова «вообще». Потому что если именно это было каноном, если именно ТАК задумывалась эта история Мариусом Петипа и Львом Ивановым, то получается очень интересная штука! Выходит, что создатели не хотели и не собирались помогать нам отвечать на этот вопрос – Одетта в исполнении Надежды Батоевой была ВЕЛИКОЛЕПНА! Нежна, красива, грациозна, и таки да! – еще и сексуальна, черт побери! Она ни в коем случае не была ни овцой, ни каким-либо иным слабым созданием на заклание, нет. Ей было плохо, она страдала, но даже в этом страдании была прекрасна и полна женственной силы. От таких не уходят ни к каким там львицам или черным лебедям, если в душе есть хоть капля чести!
Но Одиллия!.. О, Одиллия была просто штормом сокрушающим, она была словно стихия, с которой Зигфрид в исполнении Филиппа Степина, получившийся эдаким классическим мажором, технически все оттанцевавшим хорошо, но запомнившимся созданием исключительно слабого, безвольного юноши, да не мог никак совладать! И получается, что если это и есть канон, то в этом смысле это вообще история о мужской слабости, и девочки тут вообще не при чем! Прямо как в жизни, да? Согласитесь, ведь именно так, как правило, в жизни оно и бывает.
И вот тут бы мне и закончить словами – с прошедшим восьмым марта вас, дорогие девочки, но это было бы неправильно, потому что надобно еще отметить и наших артистов, которые подарили нам всем в тот день эту великолепную возможность еще раз окунуться в мир «Лебединого озера», в эту волшебную балетную сказку на все времена!
Итак, очень приятно было вообще посмотреть на кордебалет. Он у нас значительно вырос, и даже к качеству. Синхрона уже нет тех претензий, что уже набили оскомину – на этот раз все было очень и очень прилично! Очень понравился па-де-труа с Тимуром Одушевым, Аян Эйвазовой и Самирой Мамедовой. Шут Кямрана Гурбанова получился очень легким, и если бы ему еще не подпортили с темпом, практически уничтожившим кульминацию его партии, он бы получился еще и ярким.
Да, кстати тут отвлекусь на музыку. Значит так, поскольку в нашей стране критику не любят и на нее обижаются, я для себя решил так: за критику следует быть, значит, благодарным, потому что это только о мертвых надо либо хорошо, либо никак, а если о живом чем-то речь идет, значит критика нужна – для роста, прогресса! И если я что-то критикую – значит мне это НЕ безразлично. Потому как, напомню, все что я тут пишу или говорю – я делаю по своему почину и желанию, денег мне за это не платят, а значит движущая сила и мотивация у меня только одна, и это – любовь к балету. А ежели кто обижается, и желает сплошь о себе лишь славословий, которые по факту никому кроме самого объекта лести да его близких не интересны, ну и я, значит, в свою очередь взращиваю в себе по отношению к этому БЕЗРАЗЛИЧИЕ. Так что впредь прошу понимать так – если кого НЕ критикую, значит, отношусь как… ну да, как к тому, что не развивается, не живет, то бишь практически мертво. А вот оркестр у нас – он живой, к нему я не безразличен, потому к нему и обращаюсь, так сказать.
Дорогой оркестр, в первом-втором акте, том самом, который мы даем слитно, вы звучали так, что танцоров было жалко! Ну за что вы так убили темпы таких красивых сцен? Правда, во втором и третьем акте, следует признать, музыкальная картина значительно выправилась, за что я вам очень признателен… Но! – Не на уровне «браво!». Потому что, напомню, «браво» по-итальянски значит «смело», и этот комплимент из зала следует заслужить именно за смелость, порой – риск репутацией ради чего-то может нового, может – прорыва в своих собственных предельных возможностях, но однозначно – заслужить такое можно только за смелость! А вот так вот сбивать темп – это, простите, все-таки скорее совсем не смело, не браво, и это еще очень мягко сказано. Но вас, дорогие музыканты, я все равно очень люблю, потому что слышал вас и тогда, когда вы действительно это «браво» заслуживали в полной и безоговорочной мере! Жаль, что не в тот день.
И закрыть этот выпуск хочется еще одним, уже радующим, наблюдением – в театре был полный аншлаг, что, в общем-то, не удивительно. А вот что приятно удивило, так это визит на спектакль высших чинов из министерства культуры, которые уже давненько не посещали даже премьерные спектакли, что само по себе, согласитесь, как-то не особо хорошо, что с точки зрения мнения об общем уровне культуры наших чиновников, что с точки зрения элементарного внимания к своим профессиональным обязанностям. Так что реформы нынешние в минкульте очень даже уместны, а ежели еще и своим вниманием проблемы образования в балете облагодетельствуют, так им вообще цены не будет, право слово! Но эти надежды уже из разряда мечтаний, ведь тут в мире такое творится, люди серьезные, все серьезными делами заняты, можно сказать, мир на своих хрупких плечах держат, а я тут со своими балетными мечтами да в базарный ряд… Однако хочется напомнить слова великого Мустафа Кемаля Ататюрка, который как-то сказал, что если во время кровавых битв мы забудем о своей культуре, то мы забудем, за что вообще ведутся эти битвы. А ведь балет был, есть и остается очень, очень важной частью нашей, азербайджанской национальной, академической культуры. И не дай нам Бог за всеми этими битвами потерять хотя бы малую крупицу этого смысла!
За сим и прощаюсь с вами, дорогие слушатели, и до встречи в следующем выпуске подкаста «proБалет», и конечно же – до встречи в театре!