«proБалет №10» «Барышня и хулиган» - очень понятная история!
Приветствую уважаемых слушателей, а теперь еще и зрителей подкаста «проБалет», и сегодня мы с вами будем говорить о таком замечательном балете, как «Барышня и хулиган» на музыку Дмитрия Шостаковича. Заметьте, я сказал именно что «на музыку Шостаковича», а не «балет Шостаковича», потому что по факту, к созданию этого замечательного спектакля, подарившего вторую жизнь и дыхание музыке великого композитора, сам Шостакович никакого отношения не имеет. Потому как Шостакович такого балета не создавал. Он создал другие, кстати, очень плохие балеты – «Болт», «Золотой век» и «Светлый ручей».
Первый, который «Болт» – совершенно бездарный, как балетное действо - про советскую пролетарскую индустриализацию. Второй – про футбольный клуб советской милиции «Динамо»! Несмотря на то, что сам Шостакович был страстным любителем футбола, и в отличие от «Болта», работать над которым он не особо хотел, но пришлось, потому как директор театра сам придумал и написал либретто, и тут уже вариантов не было, так вот он тоже получился настолько отвратительным, что сколько раз его не пытались реанимировать, даже писали новые варианты либретто, и даже сам Григорович пытался вылечить дохлый труп лошади… пардон – балета «Золотой век» - все равно спектакли, даже в новых редакциях, держались на сцене пару сезонов, и все равно потом их снимали с репертуара.
И только «Светлый ручей», премьерная версия которого тоже была не ахти как хорошо встречена, получился более менее приличным. Но тоже особого успеха не имел – советские колхозники подумали, что над ними издеваются, и собственно, правильно сделали, а уже новые редакции были откровенно сатирическими, получилась эдакая «комедия положений»… которая опять же широкой публике, что называется, «не зашла».
Никаких других балетов Шостакович в своей жизни больше не писал, к сожалению, видимо, обломов с «Болтами», футболистами и колхозниками ему хватило! Казалось бы странным, что самым успешным и любимым зрителем балетом стал именно «Барышня и хулиган», либретто для которого написал замечательный театральный и балетный драматург Александр Аркадьевич Белинский по предложению двух дирижеров Малого Ленинградского Театра Оперы и Балета: Фенстера и Фельдта, причем аж в 1960-ом году, а поставил прекрасный балетмейстер, профессионал своего дела Константин Федорович Боярский.
Как относился сам уже довольно пожилой композитор к тому, что музыку для этого балета собрали из фрагментов его прежних, провальных опер, добавив написанную им музыку к разным кинофильмам, история для нас не сохранила. Одно мы знаем точно – НИКАКОГО участия в компиляции музыкального материала к этому балету сам Шостакович НЕ ПРИНИМАЛ!
То есть, отметим еще раз, никакого отношения сам Шостакович к балету не имел, но в афишах значится только его имя, а про истинных создателей этого во всех отношениях великолепного спектакля знают и помнят разве что немногочисленные специалисты да ценители.
Вообще, очень показательна вся эта история с музыкой «Барышни и хулигана» и да и вообще всем этим балетом, а главное, повторяет судьбу большинства балетных проектов, скажем так. То есть, если в работе над балетом композитор принимал непосредственное участие – все, считай пропало, балет как правило обречен на провал. И как только композитор по каким-либо причинам от работы над спектаклем отстраняется – все получается очень даже хорошо.
Нет, исключения конечно есть – например, «Тысяча и одна ночь» Фикрета Амирова, но вот история таких балетов, как «Лебединое озеро» Чайковского, или скажем «Корсар» Адана, балеты, «выстрелившие» и ставшие успешными вообще только после смерти авторов музыки к ним, так вот они – только подтверждают мое подозрение, что композиторам следует стоять как можно дальше от своей музыки, если они хотят, чтобы балет все-таки получился хорошим.
Итак, вернемся к нашему хулигану и его барышне, вернее к Шостаковичу и балету, который он не создавал. Нет, он конечно же гениальный композитор, и музыку свою ему было как-бы жалко, поэтому он весь этот музыкальный материал обратил в форму симфонических сюит, но мы же с вами понимаем, что любовь народная – она все-таки тяготеет к тому, чтобы не просто послушать, но еще и посмотреть, и нет лучшего способа обессмертить музыку, нежели рассказать посредством ее историю, в опере ли, балете, или же в кино. Драматург Александр Белинский взял за основу не абы что, а старый фильм, сценарий для которого написал, местами срежиссировал и даже сам снялся не кто нибудь, а сам Владимир Маяковский! Да-да, автор «Облака в штанах» некогда сам сыграл хулигана, влюбленного в барышню, вступившегося за нее и умершего от смертельной раны, нанесенной в драке с другими хулиганами из его собственной банды. Ну, историю, чтобы быть до конца честным, придумал не он, а взял за основу произведение итальянского писателя Эдмондо Де Амичиса, которое называлось «Учительница для рабочих». Но именно Маяковский перенес действие уже на российскую реалию, но до-революционную, а вот Белинский переместил действие по временной шкале еще немного вперед, и получилась самая настоящая история про времена, когда юная революция еще не пожирала своих создателей и детей, а была источником веры в то, что идеальный строй вот-вот наступит, как только мы избавимся от старых пороков. Как и все революции, конечно же, наврала, но кто теперь об этом помнит?
Итак, действие балета – молодая пост-революционная Россия, времена, когда в парках культуры комсомольцы и комсомолки культурно отдыхали, гуляя по аллеям и обсуждая марксизм, а грязный люмпен, криминальное отребье прошлого, причиняло им всяческий дискомфорт своим классово-несознательным поведением в общественных местах: курило, плевалось семечками мимо урны и приставало к комсомолкам с целью испортить их нравственный облик.
Главный герой – хулиган, смелый, брутальный, отчаянный, и он уже выбивается из общей толпы таких же как он благодаря всем этим качествам, так, что его начинают уважать даже окрестные криминальные авторитеты. И вот встречает этот юный люмпен с перспективой криминальной карьеры нашу барышню – девицу-комсомолку, наверняка, потому как барышня по ходу действия оказывается учительницей в вечерней школе для люмпен-пролетариата. Ну, это вообще уже из самого изначального, из литературного первоисточника этой истории, так сказать, а именно – из рассказа итальянского писателя Эдмондо Де Амичеса «Учительница и рабочий», на основе которого Владимир Маяковский когда-то свою историю и написал для фильмы.
Итак, Хулиган сначала встречает нашу Барышню в парке, где пугает ее своим хулиганским поведением. Затем он снова встречает ее, уже в вечерней школе, где сам хулиганит, как и полагается по классовым признакам, и, понятное дело, влюбляется. Об этом мы узнаем уже из следующей сцены – наш Хулиган идет в кабак, где люмпены, то бишь хулиганы, гуляют, занимаются всяческим буржуазным развратом.
Однако Хулигана нашего разврат не радует, он предается мечтам о барышне, и даже самая крутая и секси фифа (так в начале прошлого века называли секси-девочек из тусовки), его к этому самому разврату склонить не может. Причем делает она это не по доброте душевной, а по приказу криминального авторитета, «смотрящего» по району, который в этом Хулигане видит перспективу, волчонка, из которого в будущем может вырасти волк, ну вот и берет его под эдакую опеку. И то, что фифа терпит неудачу, криминального авторитета коробит, обидно ему, он ведь от души душевно в душу, так сказать, а этот сопляк, значит, не оценил уважение старшего по воровскому ранжиру! Злопамятный старшак это дело запомнил.
А у Хулигана с Барышней, как и полагается, все развивается сложно – ей и хочется, и классово колется, он же своих низменных порывов поначалу особо не контролирует, но очень старается. По результатам стараний она уже позволяет себя провожать вечерами, он же, хотя в балете это слава Богу и не показано, наверняка исправляется на пути становления полноценным членом общества, читая труды Маркса и раннего Ленина.
Однако не может все хорошо закончится – это вам не Голливуд какой, это же русский театр, альфа и омега вселенского страдания, так что в финале Хулиган все равно умрет. Снова будет вечерний парк культуры и отдыха советских трудящихся, снова хулиганы будут беспокоить юных прелестных комсомолок, но на этот раз наш Хулиган, подобно рыцарю, сразится со своей бывшей шайкой. Те, правда, его будут просто бить и пинать, но злопамятный старшак, тот самый криминальный авторитет, чьи ожидания на блестящее воровское будущее своей влюбленностью разрушил наш Хулиган, подобной драмы не простил, и потому безо всякой жалости всадит стальное перо юную хулиганову плоть, тот из последних сил при таком внутреннем кровотечении доползет до улицы, где живет Барышня, чтобы умереть счастливым, ибо перед самой смертью она таки подарит ему свой поцелуй!
Такая вот на самом деле очень красивая история, рассказанная прекрасным балетным языком. Это я при пересказе позволил себе немного стеба над шаблонами соцреализма, однако на самом деле спектакль Константина Федоровича Боярского получился настолько хорошим, настолько искренним, что, как и следовало ожидать, советские партийные чинуши его невзлюбили. И даже пытались запретить под соусом того, что мол, подражательству гниющему западу усмотрели в эстетике постановки.
Балет спасли два фактора: для начала, во всей этой чиновничьей шарашке нашелся один порядочный человек, художественный руководитель Новосибирского Театра, по фамилии Гусев, который предложил Константину Федоровичу Боярскому поставить этот балет на сибирской сцене. Он же и сделал так, чтобы на спектакле побывали партийные чиновники и ведущие ученые из сибирских «закрытых» академгородков, люди для советской власти, несомненно, ценные.
Параллельно спектакль шел в самом Ленинграде, хоть и втихую, поскольку критики после партийного разноса предпочитали спектакль не замечать и его попросту игнорировали. Однако зритель – шел, смотрел, и собственно, зрительская любовь – что обычных зрителей, которые покупали билеты в самом Ленинграде, что высокопоставленной партийной и научной интеллигенции, своими отзывами сломавших лед молчания вокруг этого балета – и спасла «Барышню и Хулигана». Зрительская любовь обусловила буквально триумфальное шествие этого балета – сначала по сценам театров СССР, а затем уже – и по всему миру!
А в 1970 году на студии «Ленфильм» даже сняли великолепный фильм-балет по этому же спектаклю!
«Барышня и хулиган» игралась на сцене одного только Малого Театра 236 раз! Его ставили в 28 странах! И можно с полной уверенностью сказать – этот образчик классического модерна является очень хорошей тестовой площадкой для проверки одновременно актерских данных и физических кондиций балетных артистов! Потому что тут требуется и знание строгого академического балетного канона, и в то же время – способность выполнять акробатические трюки, но все это все равно не «выстрелит», если артисты со сцены не выдадут свои образы на все сто процентов!
В нашей стране этот балет идет уже довольно давно, я видел его в трех различных составах, и могу с уверенностью сказать, что самый лучший любители балета могут смотреть именно в последние сезоны, когда партию Хулигана танцует Тимур Одушев, а Барышню – Юлия Ферштандт. Ну, про таланты Тимура слушатели моего подкаста уже и так наслышаны, этот артист из числа тех, что растет с каждым своим выступлением, а вот Юлию Ферштандт я бы хотел отметить на особицу. Она особенно хороша именно в этой партии – есть в ней некий внутренний, что ли, аристократизм, который в образе Барышни проявляется настолько ярко, настолько натурально, что весь контакт с партнером воспринимаешь по Станиславскому с однозначным- «Верю!».
И точно так же работает один из лучших драматических актеров нашей балетной труппы – Фаик Губатов в партии того самого криминального авторитета. Очень тонкая актерская штриховка, при таком казалось бы ну совсем уж условном деле, как балетный спектакль, ему удается крайне уместно! Ну, и весьма хороша была Нигяр Алиева в партии той самой ресторанной фифочки – соблазнительно-вульгарна, как ей и полагается в этой роли, но при этом – все с положенной настоящей классической балерине грацией и технической деталировкой.
Последний раз я смотрел этот спектакль в конце прошедшего марта, дирижировал оркестром Орхан Гашимов. Ну, что тут могу сказать – русский симфонизм и в самом деле его конек! Лично я в тот день от музыки Шостаковича получил огромное удовольствие… во всяком случае, намного большее, как ни странно, чем от любимого мною Равеля, на музыку которого балет «Болеро» игрался в тот вечер вторым актом. Но об этом балете я сегодня говорить уже не буду.
Итак, на балет «Барышня и Хулиган», который поставлен на музыку Шостаковича, но на самом деле создан драматургом Александром Белинским и балетмейстером Константином Боярским, и который играется на нашей бакинской сцене в своем лучшем из всех что ранее были составе, советую сходить весьма настоятельно – не пожалеете! И декорации, и свет и музыка, и конечно же – прекрасная работа танцовщиков и балерин нашей труппы!
И вообще, напоминаю, что ходить в театр – это маркер истинно культурного человека. Не сомневаюсь в том, что все мы таковыми и являемся! Так что – до встречи в следующих выпусках подкаста «проБалет»… и непременно – до встречи в Театре! Адрес, надеюсь, помните!