03. "РАСТ" - мугам-балет (либретто)
СХЕМАТИЧЕСКОЕ ЛИБРЕТТО МУГАМ-БАЛЕТА «РАСТ»
Акт 1.
Блок 1.
В качестве вступительной увертюры звучит начало «Раста» Ниязи. На сцену выходят музыканты мугам-трио с Алимом и Ферганой. Под протяжный аваз мугама (Алим) проявляются мысли картины Гобустана, наскальные изображения сцен первобытной охоты. Фрески оживают, идет охота на Зверя, воплощающего в себе изначальное зло, агрессию. Мужчины и женщины сражаются за выживание вместе. Охота завершается победой людей. Сцена идиллии – первобытные возвращаются во фрески Гобустана, на сцену истории выходят мидийцы, маннеи (выносят трон), они строят историю Азербайджана… Идиллия проходит через эпохи, и наступает время действия нашей истории – время зороастризма.
Свет гаснет. Трон, вынесенный маннеями, остается. В это время меняются декорации, превращая сцену во дворец.
Блок 2.
Музыкальное сопровождение составляют исключительно ударные. Свет загорается (кроваво-красное, агрессивное освещение), показывая тронную залу дворца персидских правителей. Шах сидит на троне в окружении военных советников. В ритме ударных, по велению Шаха появляются воины, выстраивающиеся в шеренги. Идет групповая демонстрация учений с мечами. Шах велит начать поединки. Воины, на потеху Шаху, бьются между собой насмерть. Шах веселится, затем скидывает одежду, и полуобнаженный, сам вступает в бой сразу с несколькими воинами. Победив (но, не убивая), Шах довольный возвращается на трон и велит принести ему карту. Перед Шахом на полу расстилают громадный свиток. Шах задумчиво смотрит, затем резко велит принести ему его боевые доспехи. Облачается в броню. Слуги поднимают полупрозрачную карту, на которой выделен контурами Азербайджан. Воины Шаха обступают его, подняв мечи к небу и призывая к войне. Шах разрубает рукой карту , после чего командует войскам начать поход. Армия выходит в поход (уход со сцены). Занавес.
Блок 3.
Занавес поднимается под звуки «Раст». Девушки идут к ручью. Появляется отряд воинов под предводительством Атра. Атр обращается к Героине, просит испить воды из ее чаши. Та протягивает чашу. Героиня пьет воду, но чашу вернуть не спешит – он требует от девушки поцелуя. Всю эту сцену наблюдает подруга Героини - Бану, тайно влюбленная в Атра. Бану ревнует…Героиня в возмущении уходит от ручья. Атр, пораженный, объясняет подругам Героини, что полюбил ее, и просит им сказать, кто эта девушка и как ее найти. Те соглашаются отвести его в дом к Героине. Бану остается у ручья в одиночестве, терзаемая ревностью.
Блок 4.
Двор дома Героини. Появляется Атр с подругами Героини и своими близкими соратниками-друзьями. Он несет в руках чашу девушки, зовет ее из дома и робко предлагает ей взять чашу обратно. Героиня с возмущением нападает на Атра , но тот останавливает ее, объясняется в любви и просит ее руки. В ответ она возмущается еще больше, спрашивая, почему он не прислал своих старших. В отчаянии Атр просит ханенде заступиться за него. Звучит дуэт (Алим + Фергана), из которого выясняется, что Атр сирота, как и Героиня. Ханенде, как голос народа-отца просит за Атра. Женщина ханенде отвечает за мать Героини. Ханенде уговаривают девушку согласится, и та, наконец, соглашается – ее восторгает меч Атра. Она влюбляется в образ воина, в его оружие, как символ мужественности и силы (отработать мизансцены с оружием). Назначается свадьба. Девушки готовят свадебный шатер на сцене.
Начинается свадьба. Люди веселятся и танцуют. Параллельно на сцене развивается история Бану – измученная ревностью, она убегает со свадьбы (танец ревности), и в лесу сталкивается с патрульным отрядом персидского шаха, пришедшего завоевать эти земли. Под угрозой смерти те подводят Бану к Шаху, и она соглашается показать войскам шаха путь к деревне.
Войска вступают в село, где идет свадьба. Внезапное нападение врагов ошеломило сельчан, свадьба превращается в кровавую бойню. Героиня успевает снять со стены меч Атра, и передать ему. Атр без доспехов вступает в бой. Атр в одиночку борется с окружившими его солдатами – остальные жители села повержены. Подходит шах, который глумится над воином одиночкой. Для шаха этот бой – представление. Шах требует себе вина (Алим, мугам на стихи о вине и удовольствиях, которые он получает, завоевывая и разрушая), осушает чашу с вином, затем берет меч и из-за спины нападает на Атра. Бану с ужасом смотрит на плоды своего предательства. Атр мертвый падает на землю. Шах велит схватить Героиню, и вместе с пленными и солдатами покидает место действия. Бану в ужасе бросается к телу мертвого Атра, просит прощения… Убитая горем, она забирает его меч, и тоже уходит вслед за шахом. Занавес.
Блок 6.
Занавес открывается. Дворец персидского шаха (синее мрачное освещение). Шах сидит на троне, наклонившись вперед и опираясь на меч. Шаха развлекают танцовщицы. По приказу Шаха в зал вводят пленных азербайджанцев. Шах велит своим воинам раздеть их и заставить танцевать для него (сдирание верхней туники, под которой – телесное трико?). Каждый пленный танцует свой танец покорности, в финале которого проходит под мечом шаха, выражая ему свое повиновение. И лишь Героиня сопротивляется. Воины насильно сдирают с нее тунику, и она начинает танцевать, но в ее танце нет покорности. Она дерзит своим танцем, отрицая власть Шаха и отказываясь признавать свое поражение. Приблизившись же к Шаху, она не проходит под мечом, но пытается вырвать его из рук Шаха. Телохранители Шаха мешают ей, заламывают ей руки и заставляют упасть на колени, но голова ее гордо поднята. Шах берет ее за подбородок, пристально смотрит в лицо, затем отталкивает и велит воинам бросить Героиню в темницу. Занавес.
БЛОК (ИНТЕРМЕЦЦИО) – Авансцена без поднятия занавесей. Героиню, закованную в цепи, ведут два воина. Появляется Бану с мечом Атра. Она убивает воинов, освобождает Героиню. Бану просит прощения у нее (мугамный блок), протягивает ей меч, после чего просит убить ее. Героиня презрительно отказывает ей, оставляя ее в живых. Героиня уходит. В отчаянии, заламывая руки, за ней следует Бану.
АКТ 2.
Блок 1.
Порабощенные жители деревни работают в поле под надзором воинов-персов. Появляется Героиня, крадущаяся с мечом в руках. На ее глазах солдат стегает плетью старую женщину. Героиня обращается к людям, призывая их восстать (Фергана, поет призыв к восстанию), но те отказываются – в живых остались лишь женщины, дети и старики, и некому поднять меч на поработителей. Тогда Героиня сама бросается с мечом на одного из воинов. Ее окружают солдаты, и она уже близка к поражению, как появляется Бану. Бану поднимает девушек, и те с косами бросаются на солдат. Первая победа одержана.
Блок 2.
Картины проносятся по сцене истории – армия амазонок Героини огнем и мечом наводит страх на завоевателей. В финале блока один из солдат, спасшихся от амазонок, появляется у шаха и докладывает ему о восстании в Азербайджане. Шах велит собрать войска.
Блок 3.
Героиня с амазонками у алтаря храма огнепоклонников. Появляется Бану – она стала самой верной помощницей Героини в этой войне. Бану докладывает ей о приближении войск Шаха. Героиня велит ей и группе девушек снять доспехи, переодеться в женские одежды, подготовить подносы с яствами и ждать войска шаха. Девушки не хотят возвращаться из образа воительниц в обычный женский вид – война изменила их, они уже не видят себя женщинами. В их танце отражается это нежелание снова быть обычными женщинами, они отрицают, сопротивляются, но в конце концов Томрис удается уговорить их, и они нехотя переодеваются в женские одежды. Другая часть воинов и сама Героиня с оружием укрываются за колоннами храма.
(интермеццио). Занавес опущен. Танцевальный монолог шаха, в котором показано, что образ завоевателя и разрушителя неоднозначен. Его терзает одиночество, он разочарован в людях и в жизни, и только разрушение способно успокоить его и отвлечь от печальных мыслей. В какой то миг он задумывается о бессмысленности такой жизни, но он сам предопределил свою судьбу, и решения уже приняты. Терзаемый жаждой любви и одиночеством, шах покидает авансцену.
Блок 4.
Занавес поднимается. Оргия – воины шаха, явившись на поле боя, обнаруживают столы танцующих женщин с подносами, уставленными яствами. Они начинают развлекаться, забыв обо всем (Алим+Фергана, поют об удовольствиях жизни). Появляется шах, и возмущается увиденным. Но его воины уже пьяны, они не слушают своего шаха, наоборот, предлагая ему вина. Шах принимает вино, и в этот миг появляется Героиня с воительницами. Начинается бой. Девушки берут с подносов спрятанные под едой кинжалы и поражают врагов.
На сцене идет поединок Героини и Шаха – вечный поединок мужского и женского начал. Все остальные участники пропали в темноте, они не важны, важен лишь этот поединок. Томрис нападает на Шаха (зввучит мугам в исполнении Ферганы, в котором Томрис обвиняет Шаха в убийствах и разрушениях, в том, что ее жизнь сломана, и требует мести, Шах отвечает ей презрительными словами о том, что не сможет женщина победить мужчину, и что ему должны подчиниться все земли и народы по праву силы и меча. Томрис отвечает ему словами о том, что сила женщины – в любви к своей земле и своему народу – ничуть не слабее силы мужчины, и месть делает ее во много раз сильнее). Героиня убивает шаха. Победительница застывает в скульптурной композиции, освещенной пушкой, у ее ног – тело поверженного врага (освещены так же ханенде. Все остальное скрыто во тьме)... Гаснет весь свет. Раздаются звуки финального мажорного крещендо «Раста», сцена полностью освещена. Задник – декорации с Гобустаном. На сцену стекаются люди – воины-мужчины и амазонки, окружая Героиню. К ее ногам подносят щит, на который она становится, и поднимают ее ввысь. Окружающие поднимают мечи. Над ними поднимается солнце. Занавес.