БАЛЕТ НА СТИХИ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ
Или танец рождается в Атырау
Художник может петь красками… писатель – рисовать словами…. Но писать стихи танцем, наверное, сложнее всего. А еще труднее – отразить в танце стихи уже признанного классика не только русской, но всей мировой поэзии… У нас, в Атырау, это произошло. У Екатерины Астаховой получилось! Ну, а у кого еще должно было получиться, как не у той, кто вот уже пятый год «зажигает звезды в нашем небе»?
Ее отчетные концерты всегда – не просто показательное выступление школы современного танца, но настоящее шоу, со своей драматургией, внутренней идеей, простой, доступной каждому человеку, не обязательно увлеченному искусством танца, эстету ли, снобу, умеющему различить модерн от хип-хопа, и академику от фолка. Зрителю, собственно, все эти нюансы это уже и не важны, когда звучит музыка, и сценический свет (хорошо поставленный – у нее с этим всегда строго!) превращает сцену в огромное окно в иной мир, где все слова мира можно выразить языком танца! Зритель воспринимает картину в целом, и ему или нравится, или не нравится происходящее. И уже наш удел - анализ ли, критика... не ради лукавого мудрствования, но исключительно для того, чтобы учиться лучшему.
И если прошлогодний концерт был больше о танце как таковом, когда школа Step Move, созданная и руководимая героиней моего рассказа – Екатериной Астаховой – показала спектр своих возможностей, знания стиля, и блеснула мастерством солистов, то в этом году отчетный концерт, состоявшийся в ДК имени Курмангазы, был совершенно иным. Он был новым не только по форме, но и по находкам в содержании программы.
(на фото: Зарина Каметова, солистка номера "Once upon in December")
ФОРМА – ШОУ
От первой композиции и до финального хореографического «крещендо» Екатерина Астахова, которая самая была не только хореографом, но и режиссером-постановщиком своего шоу, весь концерт представлял собой связанные между собой режиссерскими решениями яркие номера, которые и технически были исполнены составом школы на порядок выше, чем в прошлом году, и с точки зрения костюмов, светового оформления, и видеоряда (своеобразная «виртуальная декорация» концерта) захватывали зрителей на полноценные полтора часа непрерывного зрелища, которое весь зал наблюдал в буквальном смысле затаив дыхание.
Это зрелище было настолько ярким и захватывающим, что не отпускало зрителей из зала, несмотря на отсутствие антракта – никто не покидал кресел, настолько интересным была выстроена последовательность номеров, а сами номера – нарастающими по яркости и внутреннему напряжению, словно каждый предыдущий танец обещал в следующем еще большее ощущение сказки, романтики, праздника, эйфории.
От «Once upon a December» - эдакой зимней волшебной сказки, и до мистического хоррора в танцевальном решении, от русского народного танца в его модерн-ипостаси, и до классического cheer-leader’s performance, номера были выстроены в такой динамике, когда смысловое содержание танца грамотно, профессионально подкреплено решением его формы. А это говорит о том, что создатель этого шоу может смело претендовать на серьезные, крупные проекты, причем как чисто коммерческого характера, так и те, в которых требуется тонкий вкус и настоящее художественноерешение. Об этом и поговорим.
СОДЕРЖАНИЕ - ПОЭЗИЯ
Конечно же, хореографическая композиции под декламацию стихов Марины Цветаевой можно назвать апофеозом «поэзии в танце» в рамках этого шоу, но следует сказать, что поэзия как таковая присутствовала во всех номерах концертной программы. Ведь, по сути, «образная художественность, выраженная в ритме и в рифме», имела место быть и в той же «зимней сказке» (номер с детьми, которым открывался концерт), и в мистическом хорроре (великолепная композиция с «ящиком Пандоры», где участники шоу-балета, помимо своих танцевальных талантов, проявили и недюжинный драматический артистизм). Почти что чеховские «три сестры», читающие томики со стихами Цветаевой, в черных платьях, конечно же, были эдаким директным художественным решением, который был понятен даже тем зрителям в зале, что не знали русского языка, но оценили этот номер как лучший в концертной программе.
Но я бы хотел отметить настоящую хореографическую и одновременно – поэтическую импровизацию- «сольник» самой Екатерины Астаховой «Мне нужен только ты», посвященный любимому человеку, ее мужу и отцу ее ребенка. Пронзительный, прозрачный по своему смыслу, и при этом такой универсальный, близкий и понятный для каждого, кто любил, и был в разлуке с любимым человеком, этот танец представлял собой самую суть, квинтэссенцию поэтического мышления, свойственную Екатерине. И она сумела это мышление отразить, реализовать в содержании всей концертной программы, вложить его драгоценным зернышком в яркие обертки шоу, из-под которых этот чистый бриллиантовый свет пробивался, и был заметен каждому.
ФИНАЛЬНОЕ
Не мне удивляться тому, что именно здесь, в Атырау, у Екатерины получилось состояться не только как танцовщице, но и как педагогу, хореографу, режиссеру, и начать творить столь серьезно. Такой уж у нас волшебный город – мы приезжаем сюда, кто из столиц, кто из крупных центров других стран, и в том покое, который умеет подарить этой край, находим время и силы для настоящего творчества.
Да, танец на стихи Марины Цветаевой мог, а значит – и должен был родиться здесь. В Атырау. И лично я хочу передать свой низкий поклон за все – полученное удовольствие, за радость и щемящее, чуть ли не до боли, чувство счастья - от той красоты, которую она создала.
Post Scriptum. Отдельное спасибо персоналиям:
Марианна Хаджамова – за то, что рядом с ней. За то, чт о растет творчески, и радует светом своего таланта.
Салтанат Гарибжанова – за любовь к детям, за врожденный талант педагога, несмотря на столь юный возраст, проявившийся так ярко и полно.
Дарья Сутягина – за то, что, наконец, вернулась в дело своей жизни. Талант нельзя зарывать. И если кто-то родился, чтобы быть в танце – значит, надо быть в танце.
To great friend Maaz – thanks, that You are doing is a very important support for our city, for our art, for all of us!
И конечно же – маленьким солисточкам Зарине Каметовой и Николь Брэнт: вы великолепны! И в вашем лице – всем чудесным деткам, и конечно же – тем кто постарше, всем тем, КТО В ТАНЦЕ! Удачи вам всем, звездочки!
Аждар Улдуз, Атырау, май-июнь 2015