Вдарим троммельбаухом по геополитике
Отзыв на шестую книгу цикла «Аргентина» Андрея Валентинова - «ЛОКИ»,
или
Вдарим троммельбаухом по геополитике
Лучший сын Йотунхейма,
тайная радость Сигюн,
славим тебя, о бог — испытатель отваги,
изрекающий горькую правду, хоть и прозван Родителем лжи.
(Анна Блэйз, «Молитва Локи»)
«Я открою вам тайну тайн! История – лженаука. Ее не существует! Ни одно событие прошлого не является абсолютно достоверным! Ни одно! Если вы услышите, будто ахейцы десять лет назад брали Трою или что Кабир пал под натиском орд Аль Мутаннаби, - плюньте лжецам в морду! Не верьте им! И мне не верьте, когда я говорю вам об этом!»
(речь Бен-Шамаля, «Я возьму сам». Г.Л.Олди)
Вступление (увертюра для циников)
Хорошему человеку образование ни к чему. Хороший человек – ежели он и вправду хорош, высокодуховен и правильно сориентирован во всем, от сексуальной ориентации и до чуткого отношения к чувствам верующих (неважно во что – от Каина и до Сталина), так вот такой хороший человек завсегда правильно разберется в таком сложном для гейропейского ума деле, как геополитика. Homo postsovietikum на всех левелах своего бытия, от кухарки до доярки, от таксиста и до таксидермиста, разберет вам и географию (помним, глобус пропивали!) и политику (на чих!) за пол-литрой со шпротами (да-да, и Прибалтика тоже – наша!). Непременно – на кухне.
Поэтому хорошим людям с правильной ориентацией вышеупомянутую книгу читать не след. Ни разу. Во-первых, их ждет смущенье умов, и даже смятенье душ, если не сказать – вероятность обиды! Ибо ведомо, что гомо, который советикус, крепок телом, могуч духом, однако чувства его весьма хрупки, и обидеть эдакую глыбу легче легкого. Поэтому – не стоит. Пусть лежит… в смысле – книга эта пусть лежит подальше от тех, кто свято верует в победу Сталина над Гитлером и Наполеоном одновременно. Впрочем, не стоит эту книгу читать и тем, кто возвел либерализм в ранг догмы – плечи статуи Свободы при ближайшем рассмотрении, возможно, окажутся изгажены, и не только пометом чаек, но и вероятным дренажем уборной пролетавшего над Нью-Йорком немецкого пассажирского цепеллина. Оно вам надо, милейшие? Эдак и грин-картой подавиться можно!
Но если вы удивительным образом оказались непричастны к войне Света и Тьмы, и все еще видите себя в ополчении тех, кто готов сражаться «за себя, и за место, где нам жить»… и если вы (что нынче и вовсе маловероятно) все еще любите читать книги… и к тому же если вы (а здесь уже просто чудо какое-то!) предпочитаете качественную литературу, в которой бывают сложноподчиненные предложения и умные слова, знание который подразумевает наличие образования… эмм… вероятнее всего, вы нехороший человек… вы вообще – неоднозначный человек, но книга эта точно для вас!
Основная часть (ария для сангвиников)
Нужно быть очень адекватным. Надо иметь очень здоровую психику. И в целом потребно прожить хоть некую толику жизни, чтобы к шестой книге цикла «Аргентина» не превратиться в нигилиста и мизантропа. Героев нет, и не предвидится, а ежели кто и станет, вопреки судьбе и происхождению, выколупливаться из скорлупы «real life politicum», чтобы пожертвовать собой во имя идеалов… автор непременно ему это позволит. В этом плане «Аргентина» весьма в тренде с «золотым веком тиви-шоу», чей апофеоз ознаменован «Игрой престолов» - убить героя, которого вы считали главным? Запросто! Вот так, прям не доходя до финала… который вообще не предвидится, ибо игра продолжается.
Закаленные смертями любимых персонажей, мы стали толстокожими, холерики, не свихнувшиеся и не отключившие телевизор, перешли в разряд сангвиников, сангвиники вошли во флегматичный крен, и тут Валентинов выдал книгу шестую. «Локи» - роман-трикстер, выбивающийся из общей эстетики триллеров «Мы все умрем!», оптимизмом, причем настолько реалистичным, насколько это вообще возможно в условиях жизни в человеческом социуме. Это как посреди «Ходячих мертвецов» вдруг мелькнет «Мэри Поппинс», но при условии правильного (зелено-болотного?) мейк-апа и соответствующего саундтрэка «зритель схавает»… и даже изжоги не получит.
Потому что общая картина мира совершенно «наша». Она реальна, даже если нас учили тому, что все было не так. Мы всегда чуяли – шестым ли чувством, пятой ли точкой, или вовсе третьим глазом – что нам врут. Но в море исторической недостоверности единственным ориентиром, который не подводит, остается мерило «сравнительного анализа», то самое пресловутое сослагательное наклонение, которое нам запрещалось применительно к истории, словно критический анализ по отношению к Евангелию и «Капиталу» Маркса. Причинно-следственная связь и альтернативный паттерн как критерий для сравнения, превращающий «зомбака» в «диссидента» - в «Аргентине» логика не хромает нигде, она уперлась лбом в нашу сегодняшнюю реальность, как следствие событий, о которых мы не имеем никакого представления, и которые пытаемся… выдумать?
Инопланетяне, как фактор международной геополитики, и «реальность» - смущают вас? Попробуйте заменить инопланетян на американцев. Хотя, не стоит – получите российское общественное тв, а его и так много, не хватало еще «Аргентину» уподоблять… Ну, да ладно – попробуйте заменить на масонов.. Нет, теперь уже «НТВ» получается… Оставьте инопланетян – до «Рен ТВ» у автора «Аргентины» таблетки не дотягивают, а у тех до Валентинова – образования, так что пусть лучше останутся пришельцы из Космоса. Которые вообще оказываются ничем иным, как эхом старых революций. «Марсиане» Валентинова – не «зеленые человечки», но самая что ни на есть мстя классовая, летящая на крыльях ночи… пардон, на марсианских ранцах, чтобы вновь захватить Европу, попутно создавая новое дворянство из обломков и обмылков старого.
Отношение к понятию дворянство тоже весьма не черно-бело, несмотря на эстетику монохромного кино, избранную автором в качестве атмосферообразующей палитры стиля. Стиль черно-бел, как немое кино, местами – сепиа, словно выцветшая фотография из архивов, ГЕСТАПО ли, или 5-го отдела Главного Управления Государственной Безопасности при НКВД – поди их, разбери, этих выблядков тоталитаризма… Старую аристократию не любили диктаторы всех мастей, и зря – подобной трусости и коллаборационизма перед Второй Мировой Войной не проявил ни один класс. Потому, видимо, главным героем самой «светлой» книги «Аргентины» стал… Локи!
Не бог! Фантастикой роман Валентинова можно назвать лишь условно, и уж кому там точно нет места – так это богам. Но Локи получился именно такой, каким вы бы хотели его видеть, будь это очередной выпуск марвеловской киносаги: лживым и симпатичным, мерзким и неотразимым в своей искренности чувств, даже если чувства эти самые низменные. А еще тем – что он самый настоящий герой, которому под силу спасти целый мир. Если понадобится – ценой собственной жизни.
Вор и мошенник, главный герой шестой книги стал симпатичнее рыцарей без страха и упрека, магов и королей – потому что он самый настоящий. Таких как он, тоталитарные государственные аппараты всех мастей пожирают, но именно среди них находится тот самый токсичный элемент, который вызовет непременное вздутие живота. Ага, тот самый trommelbauch, который рано или поздно обязательно лопнет, разнеся в клочья мир, держащийся на иллюзии стабильности, мир, уже не бредящий, но грезящий войной, потому что диктаторы всех разливов и пород его этой самой войной уже перестращали.
Троммельбаух – он ведь не только от переедания. Он еще и от голода бывает. Такой троммельбаух был у узников концлагерей. И самое действенное лекарство от него – свинцовые пилюли, вгоняемые заключенными в плоть своих надзирателей. Сцены баталий между узниками концлагерей, дезертирами и нацистской армией – словно яркие полотна художников импрессионистов, ворвавшиеся в монохромный видеоряд романа. Вообще, весь цикл «Аргентина» можно смело назвать «книгой-кино», однако в шестом романе кинематографичность дошла до своего апогея, передавая действие в темпоритме крепкого современного боевика, однако же – без спецэффектов, уничтожающих реализм. В результате шоу получается еще брутальнее, местами оно отдает трэшем, но не позволяет «спрятаться» за трюком, убеждая подсознание, что «все понарошку», и поэтому на самом деле это все не настоящие смерти. Нет, дорогие будущие читатели «Локи» - тут все по-настоящему! И смерть. И раны. От них, при наличии воображения, можно даже испытать боль, находясь по эту сторону от страниц книги, рассказывающей нам про настоящих людей, проживающих историю, которую нам преподносят, как ненастоящую. Потому что – помните? – история все же лженаука!
Заключение (скрип половиц)
В старых госпиталях звуки бывают очень особенные. Например, половицы умеют скрипеть так громко, что их слышно даже сквозь стоны и крики раненных. Особенно громко они скрипят, когда приходят выносить тела. Напоминают нам, что мы еще живы, и способны слышать. Так что – лучше не плакать.
В очень старых, и очень плохих театрах половицы умудряются скрипеть так, что их слышно даже через гром оркестра и гудение басов, рычание баритонов и вопли меццо-сопрано. Но громче всего они умудряются скрипеть в самый драматичный момент, напоминая нам, что мы все-таки в театре. То есть – можно не плакать.
В старых книгах скрип половиц слышен только тогда, когда этого хотел сам автор. Сейчас таких книг очень мало. То ли авторы не умеют правильно укладывать пол сцены, на которой они ставят свою историю, то ли не считают нужным прятать «белые нитки» своей неискренности.
Так вот, в книге Валентинова половицы не скрипят. Совсем. Смотрите, не потеряйтесь в этой истории. Можно поверить, что так оно и было на самом деле. Так что помните, «Если вы услышите, что ахейцы … взяли Трою… И мне не верьте!»…
Аждар Улдуз, Баку, февраль 2018