С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ, КАПИТАН ФИЛИБЕР! Или МОЙ УЧИТЕЛЬ – УКРАИНЕЦ!
Он – очень разный. И одновременно такой целый, настоящий, что даже становится стыдно, что самому не всегда удается быть таким. Признаться, до знакомства с его книгами потихоньку становился не то, что циником, но чуть ли не нигилистом. Но когда читаешь его «Спартака», «Диомеда…», «Крымский цикл» - снова начинаешь верить во все то, чему учил отец, что воспитывало тебя, как мужчину, и чувство стыда за совершенные в жизни ошибки сменяется ощущением уверенности в том, что пока мы живы – ошибки можно исправить. Не все, и порой за это придется заплатить по-настоящему страшную цену, но – можно! А значит, стоит оставаться человеком порядочным, и верить в честь, даже если на сердце камнем лежит стыд за совершенные неправедные поступки. Помню, как однажды он сказал мне, восторженно отзывавшемуся о кодексе чести японцев бусидо, слова, расставившие для меня многие приоритеты: «Японцы – как будто с другой планеты. Все не как у людей! Ну что за поступок – убивать себя из-за бесчестного поступка?! Харакири и есть проявление трусости! Это побег от главной, и самой трудной задачи – жить дальше с этим чувством стыда, чтобы исправить последствия своего бесчестия… насколько это возможно!».
Андрей Валентинович Шмалько, известный как Андрей Валентинов, русский писатель. Украинец. Носитель мировой культуры , пишущий на великолепном русском языке. Писатель, из под пера которого вышли не только мощные, полные настоящего смысла и настоящих, искренних чувств, книги, перечисленные выше, но еще и удивительные по своей красоте, и, я уверен, их еще и так оценят, значимые для русской литературы произведения начала нашего, двадцать первого века, произведения, написанные в соавторстве с Генри Лайоном Олди: «Нам здесь жить», «Алюмен»… В нем, наверное, очень особенным образом воплотился дух удивительного города Харькова – этого «украинского Парижа» русской культуры, когда аристократизм становится достоянием интеллигента не в силу происхождения, но в силу компетентности. Валентинов сам старается быть по-настоящему осведомленным о том, что пишет, делает, это такой «пунктик», который, скажем, у графомана трансформируется в занудство, а у настоящего литератора – в компетентность, отражающуюся в качестве его произведений. Наверное, в этом тоже есть его город, в котором он живет, и будет жить – духовность русской поэзии, воплотившейся в материи очень украинской страстности, когда солнце Юга дарит жар чувства… дарит улыбку… даже когда писатель рассказывает о грустном!
Ему сейчас очень непросто. Но мне, человеку, который был на грани потери веры в светлый исход темных событий нашего настоящего, и вышедшему из этого состояния благодаря его книгам в том числе, даже не кажется… я – уверен, что он выстоит. Познакомившись с ним, я нашел ответ на один очень интересовавший меня вопрос – почему турки, наследники османов, воевавших чуть ли не со всей Европой, Азией и даже Африкой, гордящийся своей военной доблестью и историей народ, из многих языков наций, с которыми соприкасались за свою историю, ввели в свой язык именно одно, особое слово, которым даже в современном турецком языке называют человека отчаянно смелого. Причем слово это используют по отношению к смелому человеку, уверенному в правде, которую защищает. Это слово – казак. Не тот казак, что нынче ряженым ходит, да нагайкой девок за ношение мини-юбок хлестать готов, но другой, через которого турок не прошел дальше, остановился, увяз, перевалив Карпаты, в многовековой схватке, и вынес из этой схватки уважение. Так вот Валентинов – тот самый украинский казак, знающий свою честь, и уверенный в своей правоте, а потому и отчаянно смелый. Таким людям – всегда труднее тех, кто может закутаться в безразличие. Но такие люди всегда выстоят. Потому что – казак!
Сегодня –день рождения моего Мастера, Андрея Валентинова. О нем прекрасно написал в своей статье такой же «валентиновец», как и я, ученик нашего Мастера, замечательный московский писатель Павел Калебин. Мои слова – лишь небольшое, но, на мой взгляд, необходимое добавление к словам моего «одногруппника-валентиновца» Паши Калебина, ведь каждый из нас вынес из общения с ним много своего, личного… И мое личное впечатление оказалось повторением тех чувств, которые я испытал, прочитав его роман «Капитан Филибер»… История о человеке чести, который даже в одиночку пытался, и смог изменить ход истории к лучшему. Я увидел этого капитана. Живым. И настоящим.
С днем рождения, Капитан Филибер! И – спасибо за науку!
Искренне Ваш,
Рядовой «валентиновец» и Волею Божьей, и Вашей наукой – русский писатель азербайджанского происхождения
АждарУлдуз
18 марта 2014 года
на фото : справа "половинка" Г.Л.Олди - Дмитрий Громов, в центре "валентиновец", украинский писатель из Николаево, Александр Рыжков. Слева - наш Мастер, Андрей Валентинов. Фото - 2011 год, Романный Семинар "Партенит", ЮБК, после занятий на семинаре мастера и семинаристы продолжают общение.